Миссия – сопричастность

Лариса КЕРЧИНА

Сегодня некоторые привыкли глумиться над эпохой социализма. А между тем, с патриотическим и нравственным воспитанием дело тогда обстояло намного лучше, чем сегодня. И театр играл в этом далеко не последнюю роль.

За рассуждениями о личностном раскрепощении и политических свободах мы совсем забыли о духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения. А ведь это — основа основ любого государства, независимо от времени и социального строя.

Плоды этого непростительного упущения мы пожинаем сегодня.

Спустя почти 70 лет после победы над фашизмом мы вынуждены признать, что нам не удалось истребить его идеи до конца. И фашизм из идеологии перешёл в реальное политическое движение. А мы вместо того, чтобы заниматься нравственным воспитанием, продолжаем искать абстрактную национальную идею.

Кинематограф давно захлестнула волна романтизации преступности.

Развлекательные боевики культивируют агрессию и насилие. Образ героя, вооружённого до зубов, пришёл на смену образу мятушегося русского интеллигента. Конвейер отечественных мыльных опер и эфемерные телевизионные истории из жизни глянцевых «звёзд» навязывают нашим девочкам короткий и безотказный способ перерождения Золушки в принцессу: выйти замуж за так называемого олигарха или стать его любовницей.

Легендарный Театр им. Маяковского не отстаёт от прискорбных веяний времени: здесь идет спектакль по пьесе Дмитрия Богославского «Любовь людей». Три часа и десять минут зритель наблюдает вакханалию мракобесия, сопровождаемую ненормативной лексикой: жена убивает сильно пьющего и бьюшего ее мужа, после чего дух убиенного преследует её. Претензия на аналогию с тенью отца Гамлета выглядит откровенно пошло. Да и любовь людей больше похожа на ненависть получеловеков. А всё потому, что бытовой смрад не может быть предметом искусства.

К сожалению, пример этот далеко не единственный. Но остались ещё на Руси очаги истинной культуры. Один из таковых — Московский драматический театр «Сопричастность». Здесь всегда опирались на вечные нравственные ценности, не забывая о том, что воспитание — основа основ гармоничного развития общества.

* * *

Почти 25 лет тому назад театр «Сопричастность» начал воспитывать своего зрителя. Как вспоминает художественный руководитель, заслуженный деятель искусств России Игорь Сиренко, в начале 90-х, во времена полной разнузданности всех и вся, приходилось даже выводить из зала охамевшую молодёжь. Но постепенно зритель становился вдумчивее, интеллигентнее. Мамы, приводившие на спектакли своих детей, сегодня уже стали бабушками. Они приходят с внуками, чтобы показать им, каким должно быть искусство.

Театр располагает обширным детским репертуаром, рассчитанным на все возрастные категории:

«Двенадцать месяцев» Маршака, «Сверчок на печи» по повести Диккенса, «Тайна заколдованного портрета» Панфиловой-Рыжковой, «Девочка, где ты живёшь?» Рощина, «Поросёнок Кнок, или История доброй копилки» Ворфоломеева. Каждый спектакль — яркий праздник добра, любви и именно сопричастности.

На одном из спектаклей «Поросёнок Кнок, или История доброй копилки» после слов Поросёнка о том, могут ли поросята любить, из зала выбежала на сцену девочка, воскликнув с детской непосредственностью: «Могут, конечно, могут!»

Милый поросёнок Кнок (Е. Алиева), надменный кот Василий (Р. Камышев), красавица Мальвина (А. Науменко) и пёс Ануфрий (А. Шишкин), способный рассмешить не только ребёнка, но и взрослого, противостоят злу в лице коварного старьёвщика Хлама (Р. Киршин). Актёры вместе с режиссёром-постановщиком Светланой Мизери ненавязчиво учат малышей бережному отношению не только к старым игрушкам, но и друг к другу; в доступной детям форме показывают красоту жертвенной дружбы и любви. В 2007 году эта постановка получила на Московском театральном фестивале Золотой Диплом в номинации «Лучший детский спектакль».

С неизменным успехом идёт на сцене и другой спектакль народной артистки России, лауреата Государственных премий СССР и России, Премии мэрии Москвы в области литературы и искусства Светланы Мизери: добрая, мудрая и романтичная семейная сказка «Сверчок на печи» по повести Диккенса.

Зрители, приходящие на спектакль «Сверчок на печи», едва сдерживают эмоции. Их трогает неподдельное обаяние четы Перебинглей в исполнении А. Батрака и А. Русановой, наивность Берты (Е. Алиева), которая смотрит на мир глазами своего доброго отца, игрушечных дел мастера Калеба (В. Шихов). До крайности непосредственная мистрис Фильдинг (Л. Фигуровская) вызывает неудержимый смех зрительного зала, тогда как чёрствый фабрикат Тэкльтон (А. Пугачёв) заставляет негодовать. Зритель проникается симпатией к заботливой служанке Тилли (Е. Яцына) и радуется за Мэй (А. Науменко) и сына Калеба (Д. Негреев), которые обрели своё счастье.

Спектакль «Девочка, где ты живёшь?» по пьесе Рощина (реж. С. Мизери) посвящен трудной и прекрасной поре взросления. Герои пьесы, сыгранные молодыми актёрами, рассказывают юным зрителям о душевной доброте, о помощи и внимании друг к другу. А ещё о том, как важно верить в то, что все мечты сбываются. Дети с большим удовольствием следят за сюжетными поворотами, искренне радуясь за героев и глубоко им сопереживая.

Яркий и динамичный спектакль «Тайна заколдованного портрета» (реж. И. Сиренко) рушит детские стереотипы в самом хорошем смысле. Баба Яга, которую виртуозно играет заслуженная артистка России Наталья Кулинкина, предстаёт перед ребятами доброй и совсем не страшной. И даже грозный Кощей Бессмертный в проникновенном исполнении Владимира Баландина вызывает сочувствие.

Популярностью у маленьких зрителей пользуется сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев» в постановке И. Сиренко. Как в любой сказке, в этом спектакле добро побеждает зло.

О том, какое впечатление производит вдохновенная работа творческой группы театра на юных зрителей, красноречиво говорят не только громкие аплодисменты, которыми они провожают актёров, но и книга отзывов — многотомное собрание восторженных и благодарных откликов.

В репертуаре «Сопричастности» немало спектаклей по произведениям русской классики. В рамках программы для школьников «Постигаем классику вместе» проводятся минилектории и диспуты, в которых ребята принимают активное участие. После спектакля они делятся своими впечатлениями и обмениваются мнениями. И особенно важно то, что, приходя в театр «Сопричастность», юные зрители видят «чистого» автора, не «разукрашенного» на западный манер, не изуродованного нелепыми фантазиями псевдоавангардных инсценировок.

Театр принимает участие в фестивалях спектаклей для детей и юношества («Таганок», «Арт-сфера» и др.). Творческий коллектив способствует развитию и укреплению межнациональных отношений, участвуя в Федеральной программе «Русский язык», реализуемой Петровской академией наук и искусств в рамках летней школы русского языка для детей всех республик РФ.

МДТ «Сопричастность» принимал непосредственное участие в программе X Международной Олимпиады по русскому языку для учащихся школ стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии.

В своём выступлении на Совете по культуре в Пскове Владимир Путин убедительно сказал, как нужны сегодня «серьёзные, качественные постановки для детей и подростков, которые будут знакомить с русской классикой, учить думать, сопереживать, верить в силу добра».

Классика формирует у детей систему истинных ценностей. Художественный руководитель театра, представитель академической театральной школы, никогда не спекулировал на великих именах, искренне и добросовестно делая своё дело. Он постигает, а не трактует классику, уважая концепцию автора. А это труднее и выше экспериментов, в основе которых лежит дешёвый сиюминутный эпатаж.

Театр Игоря Сиренко сопричастен насущным проблемам юного зрителя, и режиссер стремится приобщить его к великому культурному наследию России. Интенсивная работа в этом направлении ведётся на протяжении долгих лет. В стенах театра принимают школьников из разных областей страны (Московской, Владимирской, Тульской и др.). Актёры выезжают с детскими спектаклями в Подмосковье (Лобня, Звенигород, Химки, Балашиха, Раменский район и др.).

МДТ «Сопричастность» тесно сотрудничает с многочисленными учреждениями и организациями: Центрами социальной помогли семье и детям «Диалог» и «Медведково» (г. Москва), с московским региональным общественным фондом поддержки многодетных, приёмных и неполных семей «Дети — наше будущее», с негосударственным общеобразовательным учреждением «Детская деревня — SOS Томилино» для детей-сирот, с коррекционной общеобразовательной школой-интернатом №28 г. Москвы и др., с благотворительными фондами «Создание» и «Подари жизнь», а также с Межрегиональным общественным фондом социальной поддержки военнослужащих «Возрождение».

В архиве «Сопричастности» огромное количество благодарственных писем и грамот за благотворительные спектакли и творческие встречи, за «неравнодушие и подаренные больным детям счастливые мгновенья радости».

Театр продолжает изыскивать возможности, в том числе и финансовые, для духовного оздоровления нации. Оставаясь сопричастным, он активно участвует в процессе, от которого напрямую зависит наше с вами будущее.

В Год культуры хочется верить, что слова президента России о необходимости формирования художественного вкуса у детей и подростков послужат импульсом для тех, кто призван создавать и развивать систему духовно-нравственного воспитания наших детей.

Планета КРАСОТА