На сцене нужно жить

«Страстной бульвар,10»

Выпуск №7-167/2014, Портрет театра

На сцене нужно жить. Московский драматический театр “Сопричастность”

Московский драматический театр «Сопричастность» – государственный репертуарный театр с постоянной труппой и верными поклонниками. Тот, кто побывал здесь однажды, непременно приходит еще и еще, чтобы опять прикоснуться к таинству действа, напоминающего о том, что у любого из нас есть душа. Зритель приходит на спектакль со своими проблемами и заботами, а уходит очарованным и просветленным.

Театр в полной мере оправдывает свое название. Он дарит зрителю возможность ощутить сопричастность доброму, вечному… Не случайно автор одной из недавних публикаций о МДТ «Сопричастность» назвал свою статью «Остров спасения», имея в виду, прежде всего, духовную составляющую, которая зиждется на высоком профессионализме творческого коллектива и, конечно же, на искренней любви к зрителю.

Не каждый драматический театр имеет в своем сценическом багаже такой мощный репертуар русской классики: «Горячее сердце», «Таланты и поклонники» Островского; «Провинциалка» Тургенева; «Вишневый сад» Чехова; «Фома Фомич созидает всеобщее счастье» по Достоевскому; «Без солнца» по пьесе Горького «На дне»; «Любовь – книга золотая» А.Толстого; «Отравленная туника» Гумилева. Особое место в репертуаре занимает спектакль по пьесе Л.Андреева «Тот, кто получает пощечины».

Творческий коллектив театра располагает значительным репертуаром для детей всех возрастных групп: «Двенадцать месяцев» Маршака, «Сверчок на печи» по повести Диккенса, «Тайна заколдованного портрета» Панфиловой-Рыжковой, «Поросенок Кнок, или История доброй копилки» Ворфоломеева, «Девочка, где ты живешь?» Рощина.

Зарубежная драматургия представлена спектаклями «Король Лир» Шекспира, «Кровавая свадьба» Лорки, «Королева-мать» Сантанелли, «Молчание – золото» Кальдерона, «Лиса и виноград» Фигейредо, «Белые розы, розовые слоны» Гибсона.

Художественный руководитель, заслуженный артист РСФСР и заслуженный деятель искусств России Игорь Михайлович Сиренко, основатель театра «Сопричастность», внимателен как к выбору репертуара, так и к подбору актеров. На сцене блистают не только заслуженные и народные, в постановках активно задействована и талантливая молодежь, на главные роли для которой режиссер не скупится.

Вспомним Фаину Раневскую: «Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно». Артисты мудрого мастера Сиренко живут ради зрителя, который на фоне быстрой смены житейских декораций не успевает подумать не только о ближнем, но и о себе.

В театре есть своя легенда – народная артистка России, лауреат Государственных премий СССР и России, Премии мэрии Москвы в области литературы и искусства Светлана Мизери. Выпускница Школы-студии МХАТ им. Вл.И. Немировича-Данченко, блиставшая на сцене МХАТа, в Маяковке и в Театре имени Пушкина, первая Вероника из пьесы Розова «Вечно живые», стоявшая у истоков создания ефремовского «Современника». Сегодня она работает и как актриса, поражающая зрителя глубиной своего дарования и высотой профессионализма, и как режиссер-постановщик. Именно она поставила на сцене «Сопричастности» добрый, мудрый и романтичный спектакль «Сверчок на печи» по повести Диккенса из цикла «Рождественских историй», который имеет свою давнюю и трогательную легенду. Впервые он был поставлен в 1914 году на сцене МХАТа. Премьера была показана измотанным войной солдатам, далеким от искусства. Когда спектакль подошел к концу, в глаза закаленных в боях мужчин стояли слезы.

Зрители, приходящие на «Сверчка на печи» в постановке Светланы Мизери, и сегодня едва сдерживают эмоции благодаря проникновенной игре актерского ансамбля. Их трогает неподдельное обаяние четы Перебинглей в исполнении А. Батрака и А. Русановой, наивность Берты (Е. Алиева), которая смотрит на мир глазами своего доброго отца, игрушечных дел мастера Калеба (В. Шихов). До крайности непосредственная Мистрис Фильдинг (Л. Фигуровская) вызывает неудержимый смех зрительного зала, тогда как черствый фабрикант Тэкльтон (А. Пугачев) заставляет негодовать. Зритель проникается симпатией к заботливой служанке Тилли (Е. Яцына) и радуется за Мэй (А. Науменко) и сына Калеба (Д. Негреев), которые обрели свое счастье.

Премьерный спектакль «Король Лир» (режиссер И. Сиренко) ввергает зал в пучину поистине шекспировских страстей. Могуч и беспомощен в своем безумии Король Лир (И. Сиренко). Его дочери Гонерилья (Н. Кулинкина) и Регана (С. Власюк) невероятно убедительны в безграничном коварстве. Эдмонд (Р. Киршин) предстает воплощением зла, которому противостоят преданный Лиру граф Кент (А. Булатов), Эдгар (Р. Камышев) и «миротворец» герцог Альбанский (В. Баландин).

Последняя премьера – комедия А.Н. Островского «Горячее сердце» в постановке Игоря Сиренко. Перед зрителем разворачивается вереница ярких образов, созданных актерами: эксцентричный сумасброд купец Курослепов (В. Фролов), нечистый на руку городничий (В. Хотяновский), карикатурно вышколенный унтер-офицер Сидоренко (А. Пугачев), колоритная Матрена Харитоновна (В. Лофицкая), ее любовник – наглый приказчик Наркис (А. Шишкин), богатый подрядчик Хлынов (В. Баландин), озабоченный единственной проблемой – как потратить свои миллионы. Вся компания, олицетворяющая «темное царство», и сегодня выглядит весьма злободневно. Им противостоят добродушный, но затюканный и оттого страдающий Гаврило (В. Вилейко) да самоотверженная Параша (А. Русанова). Вася Шустрый (А. Трубин), мятущийся между «двумя мирами», в итоге остается не у дел.

Чеховский «Вишневый сад» не перестает трогать зрителя до глубины души: пронзительное воплощение самой эпохи – Фирс в исполнении мэтра И. Сиренко, великолепная Раневская (М. Зимина), энергичный и по-своему тонкий Лопахин (А. Пугачев), эксцентричная Шарлотта (Н. Кулинкина), комичный в своей предсказуемости Симеонов-Пищик (М. Жиров)…

Любой спектакль театра «Сопричастность» – яркое и глубокое произведение, в котором каждый артист на своем месте. Приходя сюда, попадаешь в почти домашнюю атмосферу. Уютное фойе перетекает в камерную обстановку зрительного зала. Кажется, все здесь: и стены, и кулисы, и святая святых – сцена впитали в себя дух творческого единения актеров с чутким и внимательным зрителем. Публику невозможно обмануть. И когда зал сопровождает финал «Кровавой свадьбы» или «Королевы-матери» неумолкающими аплодисментами, понимаешь: состоялось главное – то, ради чего стоит жить.

Постановки «Сопричастности» близки, прежде всего, тем, кто испытывает пиетет к традиционному театральному искусству, ориентированному не на привнесенную новизну, а на уважение к автору и к вечным человеческим ценностям. Театр, созданный более двух десятилетий назад, остается верен себе и своим верным поклонникам, которые, выбирая между новомодной претенциозностью и «хорошо забытым старым», предпочитают второе.

Керчина Лариса