“Горячее сердце” в “Сопричастности”

В непосредственной близости от храма Вознесения Господня на Гороховом поле расположилось небольшое здание, хорошо знакомое искушенным московским театралам.

Именно в нем находится, пожалуй, один из самых душевных театров столицы – “Сопричастность”, подготовивший для своих зрителей по случаю Всемирного дня театра 27 марта блестящую премьеру по классической пьесе А. Н. Островского “Горячее сердце”. Сегодня на вопросы корреспондента “МП” отвечает художественный руководитель театра – заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств России Игорь Михайлович Сиренко.

– Игорь Михайлович, расскажите о вашем театре, история которого насчитывает более двадцати лет.

– Театр “Сопричастность” при нынешних рыночных отношениях, проникших во все сферы нашего общества, является своего рода “лавкой русской классики”. Изначально нам пришлось непросто, все меня “бодали”, убеждая ставить кассовые спектакли, но теперь, спустя время, когда мы нажили громадный репертуар, многие непрестанно удивляются, как вообще возможно поставить такое количество по-настоящему больших произведений без ущерба их качеству, несмотря на то, что в пьесах задействовано множество актеров.

Сегодня мало кто понимает, что качественно ставить, скажем, Шекспира очень непросто. Актеру, играющему главную роль, после этого необходимо дать хотя бы пару дней отдыха, чтобы он набрался сил, восстановился. К тому же современные актеры находятся постоянно в поисках заработка, потому что им необходимо кормить семью. Некоторые бросают актерскую профессию, уходят в бизнес, после чего, конечно, очень переживают, особенно если на новом поприще их карьера не складывается.

– Каким образом вам удается найти столь вдохновенных профессионалов, которые способны с колоссальной самоотдачей играть наисложнейшие роли?

– У каждого актера “Сопричастности” своя история. Так, например, Наталья Алексеевна Кулинкина, заслуженная артистка России, пришла в театр вместе со мной, как и заслуженный артист Михаил Жиров, а также Мария Зимина, тоже заслуженная артистка России. В последние годы, к сожалению, из жизни ушли несколько великолепных актеров, с которыми я начинал “строить” театр: В. Савинов, Н. Тырин, Б. Панин, В. Михайлов. Но к нам приходят и новые замечательные актеры, например выпускники “Щуки” Антон Бугаенко и Маша Рассказова, которая сейчас активно снимается в сериалах. Мало кто знает, но очень многие современные артисты, лица которых то и дело мелькают на голубых экранах, профессионально выросли в стенах нашего театра. Самое интересное, что современные актеры очень “гибкие”, их без проблем можно “включить” в действие, у них меньше комплексов,  они стремятся быстрее влиться в процесс.

– С какими трудностями сталкивается сегодня современный театр, если не говорить о таких колоссах, как МХТ, “Ленком”, Вахтангова и других?

– Ну, во-первых, театрам, конечно же, приходится выживать в условиях рыночной экономики и жесточайшей конкуренции. Для успешной работы необходима реклама, без которой сегодня никуда. К тому же, я уверен, что наши крупнейшие театры должны взять на себя роль локомотивов и вести за собой все остальные, не только московские, но и российские театры. Но этого не происходит. Все они занимают достаточно обособленную позицию, предпочитая оставаться в стороне.

Кроме того, сегодняшнее поколение воспитано на “клюкве” – шоу, антрепризах, которые убивают интерес к репертуарным театрам. Наши постановки – это не шоу, а сердце и нервы, которые необходимы, чтобы заразить зрителя. Да что говорить о театрах! Даже если взять, к примеру, кино, при том что у нас нередко снимают действительно хорошие фильмы, они остаются незамеченными, а демонстрируются те, которые и кинематографом-то назвать нельзя!

Но должен сказать, что при  этом я наблюдаю положительные изменения в нашей жизни. И это касается зрителей – приходит совершенно другая молодежь, чем та, что была в 1990-е годы, когда мне лично нередко приходилось выводить из зала нетрезвых ребят. А потом вдруг произошел перелом. Родители приводят торжественно одетых детей, женщины переобувают туфли, на лицах молодых ребят отражается духовность, они общаются с театром, происходит  единение зала с актерами. Поэтому нельзя говорить, что в нашей с вами действительности все плохо, много есть и положительного. В людях просыпается благородная степенность, и я очень часто это ощущаю.

– А чего вы никогда не потерпите в своем театре?

– Пошлости, дилетантизма и показухи. Надо быть настолько хорошим, насколько ты есть, а чтобы стать лучше, всем нам необходимо время. Но в “Сопричастности” нет места плохим людям, по разным причинам они здесь не задерживаются, а потому атмосфера  очень семейная и душевная.

– Игорь Михайлович, как вы считаете, театр с таким названием, как “Сопричастность”, должен ли отражать все реалии нашей с вами действительности?

– Я думаю, не имеет значения – современная пьеса или классическая, я поставлю любую, если увижу в ней настоящий, не иллюстративный, конфликт. Я не сторонник того, чтобы, взяв за основу то или иное произведение, начинать городить вокруг него огород, как это делают многие.

– Но ваш спектакль “Горячее сердце”, несмотря на то, что поставлен по пьесе, написанной Островским полтора века назад, пожалуй, отражает большинство конфликтов и нашего времени. В чем сложность данной постановки и почему ее нечасто можно увидеть на театральных сценах Москвы?

– В “Горячем сердце” главный герой по сути – русский язык. Современные актеры в большинстве своем разучились разговаривать на сцене, вести перспективу, владеть действием, а Островский очень трепетно относился именно к речи. Сегодняшние выпускники театральных вузов при всех их талантах не умеют говорить, они не могут, условно говоря, перескочить на второй ярус. Таким образом, когда актер не справляется с текстом, получаются болтовня и скука. И потом “Горячее сердце” – это огромное обобщение всего нашего исконно русского, в нем присутствует понимание нации, которая все равно перебесится, сбросит с себя все зло и очистится.

– Как вы считаете, все ли задумки  относительно этой пьесы получилось претворить в жизнь?

– Понимаете, нет предела совершенству. Я обладаю слишком большим профессиональным опытом, дабы легкомысленно заявлять, что все в нашем спектакле идеально. Конечно, декорации можно было бы сделать ярче, но я в оформлении сцены отталкивался именно от Островского: лето, солнце, кураж! А что касается темы, то ее мы до зрителей точно донесли, что стало ясно, судя по предварительным показам.

– Игорь Михайлович, я знаю, что на сцене вашего театра также идут спектакли для детей. Чем вы радуете самых маленьких зрителей?

– Изначально я очень боялся ставить “Двенадцать месяцев” Маршака, так как это довольно сложно. Но в итоге получилась прекрасная добрая сказка, которую мы часто показываем детям в разных городах. Светлана Мизери сделала необыкновенно добрый спектакль “Сверчок на печи”. Вообще я считаю, что при подготовке таких спектаклей самым важным является актерская искренность. Детские постановки должны обладать созидающей силой, и не надо бояться, если они в каких-то моментах покажутся грустными. Слезы на лицах детей и родителей – это слезы благости.

автор: Юлия НИКОЛЬСКАЯ.

13.03.2014 01:19:08