Путь к мастерству

Художественному руководителю Московского драматического театра «Сопричастность» Игорю Сиренко — 70 лет

По преданию родоначальником семьи Сиренко был атаман Иван Дмитриевич Сирко, один из тех самых запорожцев, что писали знаменитое письмо турецкому султану. Может быть, отсюда и то большое жизненное достоинство, которое отличало членов семьи и которое не позволяло им смиренно склоняться перед трудностями жизни. В тридцатые годы прошлого столетия будущий отец Игоря приехал в Харьков учиться в ПТУ, где и познакомился со своей будущей женой, а 8 декабря 1940 года у молодой семьи родился сын Игорь.

Уже через полгода началась война. Отец ушёл на фронт и погиб в последние дни войны — 22 апреля 1945 года. В Харькове у матери было много родственников, искренне помогавших вдове поднять на ноги детей погибшего фронтовика. Дядя и дед работали в цирке, поэтому, окончив школу, Игорь Сиренко поступил в Московское цирковое училище.
Руководителем его курса был сам Марк Местечкин, возглавлявший тогда Цирк на Цветном бульваре. Будучи студентом, Сиренко участвовал в цирковых новогодних представлениях, в одном из которых он, по собственному признанию, благополучно провалил роль охотника. И вот тогда-то он понял, что даже самая маленькая роль требует большой учебы.

Набравшись смелости, Игорь пришел на консультацию к ректору Щукинского училища Борису Захаве. Читал отрывок из «Судьбы человека». Шолохова. Очень волновался. Но еще более взволнованным оказался Захава: Допущен к общим экзаменам, — сказал он, — без туров. Но оказалось, что для поступления нужна еще одна справка из Управления Госцирка. Начальник отдела кадров Госцирка такую справку выдал, сопроводив её фразой, запомнившейся Игорю на всю жизнь: «Учись дальше. Стань человеком!»

По окончанию училища (1965) Сиренко распределили в Театр им. Н.В. Гоголя. Но сам-то выпускник мечтал работать только в Маяковке, где играли любимые актёры: Лев Свердлин, Мария Бабанова…, а театром им. В.Маяковского руководил легендарный мастер Николай Охлопков. Услышав о хорошем показе Сиренко худсовету театра, мастер захотел сам послушать выпускника. Охлопков жил на даче, откуда послал свою машину за молодым претендентом в труппу театра. Среди дачных сосен Сиренко читал «Песню про купца Калашникова». Само присутствие мэтра так вдохновляло, что он почувствовал в себе силы необыкновенные. Охлопков сразу оценил страстный темперамент молодого актёра и взял его в свой театр. Сиренко оказался последним актером, который был принят в труппу Маяковки самим мастером. Успешным дебютом для молодого актера стала роль Креонта в «Царе Эдипе». Старшее поколение актеров хорошо приняло молодого коллегу. В театре Игорь Сиренко встретил женщину свой жизни — актрису Светлану Мизери. И их семейное и творческое содружество продолжается и по сей день.

В 1967 году Николая Охлопкова не стало. Театр принял Андрей Гончаров, который стал создавать свой театр. Как всегда в таких случаях у актеров срабатывает инстинкт самовыживания — они начинают делать самостоятельные работы. В Маяковке такой режиссёрский штаб по самовыживанию возглавили актеры Евгений Лазарев и Владимир Комратов. Кроме них туда вошли А.Мартынов, В.Ильин и И. Сиренко. Так на Малой сцене театра появились спектакли «Нас водила молодость» и «Третья ракета», а Игорь Сиренко попробовал себя в качестве режиссёра. Его первой самостоятельной режиссёрской работой стала постановка пьесы Г.Бёлля «Пересадка», в которой он впервые сыграл вместе со Светланой Мизери. Андрей Гончаров своеобразно оценил постановочное творчество Сиренко: он ввел актера в свои спектакли. Сиренко сыграл Митча в легендарном «Трамвае «Желание», Караско в очень популярном «Человеке из Ламанчи» и оглушительно искрометно роль Простого человека в замечательном актерском ансамбле спектакля «Энергичные люди» по В.Шукшину. С благодарностью вспоминает своего партнера в этом спектакле Галина Анисимова – Андрей Гончаров не упустил и режиссерский талант Игоря Сиренко: ему были доверены актерские вводы в репертуарные спектакли.

За 15 лет отданных Театру им. В.Маяковского, И.Сиренко сыграл более трёх десятков ролей, среди которых: Лаэрт («Гамлет»), лорд Ботвил («Да здравствует королева, виват!»), Фрасибул («Беседы с Сократом») и др., оставшиеся в памяти зрителей и критиков, справедливо отмечавших в работах актёра страстность, нестандартность решения образа, высокую гражданственность, стремление к философским обобщениям и его невероятный темперамент. Не случайно в Энциклопедии театра Игорь Сиренко отмечен как артист яркий и острохарактерный.

В 1976 году Игорь Сиренко получает орден «Знак почёта», спустя три года становится заслуженным артистом РСФСР. В 1979 году его «перебрасывают» на трудный участок. Управление культуры города Москвы назначило И.Сиренко директором Театра им. А.С.Пушкина. На прощание Андрей Александрович Гончаров подарил новому директору свой портрет, на котором написал: с уважением к ярким способностям и с белой завистью к юности. Портрет как счастливый талисман никогда не покидает кабинет Игоря Михайловича.

Главным режиссером Театра им. А.С.Пушкина в то время был Алексей Говорухо, постановщик, тяготевший к классике и блестяще поставивший «Разбойников» Ф.Шиллера. Но для развития театра нужно было сделать поворот в сторону современной драматургии. После долгих поисков для ближайшей постановки выбрали пьесу французского драматурга Ива Жамиака «Господин Амилькар» в переводе Е.Бабенко. В процессе работы Игорь Сиренко подружился с талантливым переводчиком и автором Евгением Бабенко, и последний не без влияния Игоря Сиренко «дошли-фовывал» перевод пьесы. Для самой постановки был приглашен только что переведенный из театра «Ромен» молодой режиссер В.Игадзе. Очевидно, процесс адаптации к новому коллективу несколько осложнил работу молодого режиссера, поэтому он охотно согласился на предложение Игоря Сиренко помочь с постановкой. Спектакль выпускали уже вдвоём. Пришла на помощь и Светлана Мизери, блестяще сыгравшая главную женскую роль. Спектакль имел невероятный успех, о котором помнит театральная Москва.

После такого успеха Сиренко почувствовал острое желание профессионально заниматься режиссурой, а не администрированием. Он принимает важное решение: снова пойти учиться. В 1983 году он поступил на Высшие режиссёрские курсы, по окончанию которых был направлен в Театр им. Н.В.Гоголя уже в качестве очередного режиссера. Там поставил два интересных, абсолютно разноплановых спектакля — «Морозко» И. Токмаковой и «Сороковой день» С. Есина. Начинался новый творческий период жизни.

Но и у страны начинался новый период истории! Перестройка, распад СССР… В эти нелегкие времена коллектив театра им.Н.В.Гоголя обратился к опыту И.М.Сиренко в области администрирования — выбрал режиссера директором театра. Игорь Михайлович не мог отказать коллективу, доверившемуся ему, однако мысль — всецело посвятить себя режиссуре — не покидала его. Вокруг него быстро  сложилась группа творческих единомышленников. Разрабатывали концепции, играли сцены, мечтали о своем Театре. Игорь Сиренко понял: наступило время собирать камни. Идея будущего театра впоследствии реализовалась и получила название театр «Сопричастность», а Игорь Сиренко стал его художественным руководителем.

Символично, что Постановление Правительства Москвы о создании театра появилось 27 марта (1990г.), в Международный день театра. Эмблемой нового театра выбрали луч солнца, преломляющийся в линзе и зажигающий свечу. Хотелось, чтобы деятельность театра стала именно тем увеличительным стеклом, сквозь которое проходит правда искусства, трогающая зрителей.

Первым спектаклем «Сопричастности» была постановка пьесы Леся Бенюха «Сталин: трагедия вождя и народа». Премьеру сыграли в конце 1991 года. Успех был оглушительный. Воодушевленные обратились к творчеству Н.Гумилева. Поставили «Отравленную тунику». Впервые в Москве. Опять успех. Появился свой зритель, свое помещение на улице Радио. И хотя здание, предоставленное городом театру, находилось в разбитом состоянии, а спектакли давали с одновременно идущим ремонтом, (не было даже фойе — зритель шел в зал прямо через сцену), труппа «Сопричастности» жила полноценной жизнью: репетировала, играла, показывала премьеры, ни на йоту не поступаясь высокими принципами русского театра.

Когда сегодня входишь в театр, попадаешь в атмосферу домашнего театра. Уютное фойе, комфортный зрительный зал, благодаря размерам и конфигурации которого зритель невольно превращается в соучастника театрального действа. И все-таки не это делает в глазах публики привлекательным посещение «Сопричастности». Таковым его делает получаемое здесь эстетическое удовольствие, возвышение духа и возникающее чувство сопричастности к жизни сценических героев.

Большим достижением режиссера Игоря Сиренко стала осуществленная им первая постановка пьесы Ф.Г.Лорки «Кровавая свадьба» (1998). Ему удалось в единой стилистике соединить символизм испанской драмы с реализмом страстей её персонажей. Графическая пластичность постановки (здесь нельзя не отметить работу давнего творческого соратника Игоря Сиренко, известного танцора и балетмейстера Валентина Манохина) и акцентированное звучание текста буквально завораживают зрителя, вовлекая его в очень бурный водоворот жизни. Спектакль был отмечен не только публикой, но и художественной критикой столицы, а исполнительница роли Матери, народная артистка России Светлана Мизери была удостоена за свою работу Премии мэрии Москвы в области литературы и искусства.

Развивая наработанные приемы в создании народной драмы, Игорь Сиренко обратился к пьесе М.Горького «Без солнца» («На дне»). Другое название пьесы было не просто филологической прихотью постановщика, а скорее концептуальным выбором. Сиренко рассматривал персонажей горьковской драмы не как обитателей «дна жизни», а как человеческое сообщество, лишенное солнца, т.е. перспективы, «света в конце туннеля». Как, почему человек теряет свою перспективу (цель) и в результате перестает быть человеком? И, разумеется, извечный русский вопрос: «Кто виноват?». Подобное толкование пьесы привело к переосмысливанию места и значения её персонажей. Не Сатин, романтизированный бомж, менторски декламирующий эпатажные фразы о человеке, труде, свободе, а «просветитель» Лука, странник, сострадающий близким и не близким, указывающий на солнце, стал центром развернувшегося действия на сцене «Сопричастности». Чтобы наиболее полно осуществить свой замысел, Игорю Сиренко пришлось «снова стать актером» — сыграть роль такого Луки. Получился сильный и впечатляющий образ. Воистину, здесь режиссер умер в актере.

Игорь Сиренко всегда говорит, что без поддержки единомышленников он никогда не смог бы создать ни одного своего проекта. Он счастливый обладатель «дружеского плеча» в творчестве. Это его жена, народная артистка России Светлана Мизери, чье естественное благородство оттеняется высоким художественным вкусом. Это его «первые» артисты: Николай Тырин, Наталья Кулинкина, Михаил Жиров, Мария Зимина, рано ушедшие, к сожалению, из жизни Борис Панин и Владимир Михайлов. Это зрелые актеры, творчески сформировавшиеся уже в стенах «Сопричастности»: Владимир Баландин, Александр Фастовский, Вера Лофицкая, Светлана Власюк, Александра Солянкина. Это и молодежь труппы, выпускники московских театральных вузов, которые под благотворным и чутким руководством своего художественного руководителя успешно продвигаются по ступеням мастерства. «Сопричастность» – счастливый театр, которому не пришлось долго ждать признания публики и художественной критики. В 2004 году театр стал обладателем Первой премии международного чеховского фестиваля (Мелихово) за спектакль «Вишневый сад» (постановка Игоря Сиренко), в 2007 году Золотым дипломом был награжден детский спектакль театра, в 2008 году Бронзового Витязя Международного театрального форума «Золотой Витязь» был удостоен спектакль «Королева-мать» М. Сантанелли. Итальянский автор, прибывший на премьеру в Москву, назвал постановку Игоря Сиренко самой лучшей интерпретацией своего замысла. В 2009 году «МК» отметила Театральной премией года спектакль «Белые розы, розовые слоны» У.Гибсона в постановке мастера, а в 2010 году спектакль «Сопричастности» «Месье Амилькар» блистал на Бахрушинском театральном фестивале.

Театр щедро делится своим творчеством с публикой. Ежегодно коллектив проводит благотворительный школьный фестиваль театральной классики, благотворительный «Испанский день» с показом спектакля по пьесе Ф.Т.Лорки, просветительские представления для студентов и многое-многое другое. А во главе всех инициатив — Игорь Сиренко. Зачем, почему мастер занимается этими делами, иногда довольно далекими от сферы чистого искусства? «Нужно делится тем, что имеешь, чем овладел близко к идеалу, что самому доставляет радость, — всегда отвечает Игорь Михайлович, — «мне так много людей помогали по жизни, так много дали, что пришел мой черед ответить тем же».

В этом сезоне Игорь Сиренко ставит «Село Степанчиково» Ф.М.Достоевского, в котором сам намеревается сыграть роль Фомы Опискина. Спектакль пойдет под названием «Фома Фомич созидает всеобщее счастие». «Я ничего не изобретаю, — говорит И.Сиренко — Мне очень близко в этом плане замечание Гертруды Стайн, что главное в театре — создать портрет посредством ощущения. Если нет ощущения у актера, театра не будет, несмотря на красивые костюмы и сценографию. Поэтому для меня сопричастность не просто этический принцип, но и художественная программа».