ГОД ТЕАТРА

ГЛАВРЕД ЖУРНАЛА “НАША МОЛОДЕЖЬ” ПЁТР АЛЁШКИН
О ГОДЕ ТЕАТРА И СПЕКТАКЛЕ “ВОЛЧИЙ КРУГ”

Еще две недели назад вышел очередной номер журнала «Наша молодёжь», в котором я снова главный редактор. Заработался и забыл рассказать о нем.
В номере несколько материалов посвящено театру, ведь идет Год театра в России (на обложке персона номера директор московского театра «Луны»), продолжение повестей Татьяны Жариковой «Путь на эшафот», Сергей Ионина «Не рыдай Мене, Мати», Ефима Гаммера «Девчушка с молнией в перчатке» и рассказ Владимира Пронского «Танцы у Черного моря», опубликованный к 70-летию писателя.
И вступление моё к номеру посвящено театру:
«Дорогие друзья!
Наступивший год объявлен в России, как вам известно, Годом театра. Мы и раньше частенько рассказывали о театре, о молодых, подающих большие надежды актерах. Например, в ноябрьском номере Персоной был талантливый актер Артем Семиган. А в этом году будем печатать материалы о театрах в каждом номере. Как видите, в этом идет речь о Московском «Театре Луны»!
В последний месяц мне удалось посмотреть шесть спектаклей в разных театрах. И впечатления от них тоже разные. Сильно разочаровала постановка по знаменитой пьесе Александра Островского «Доходное место» в театре Пушкина. Казалось бы, что проблемы, поднятые драматургом в пьесе, сейчас актуальны, современны, но режиссер превратил спектакль в пустую фантасмагорию.
Не ждал я какого-либо откровения для себя и в спектакле «Служанки» в театре Виктюка. Решил наконец-то посмотреть его в свободный вечер. Ведь спектакль идет на сцене уже тридцать лет. Посмотрел, не тронуло. Не моё! Но хорошо, что театр у нас разный. Не всем же работать в стиле Малого театра, где мы с восхищением смотрели «Детей Ванюшина».
Поразил нас маленький, незаметный, негромкий театр «Сопричастность» своим спектаклем «Волчий круг». Все актеры играли убедительно, психологически достоверно. Драму «Волчий круг» написал и поставил режиссер Валерий Иванов-Таганский. История интереснейшая, из наших дней! Но в репертуаре театра и классические пьесы Шекспира, Горького, Чехова, Гумилева, Бернарда Шоу, Кальдерона и др.

Побывали мы и на двух премьерах в Театре Джигарханяна. Сначала на лирической комедии с большой грустинкой — «Аккомпаниатор». В пьесе превращают в комедию трагическую ситуацию, знакомую всем по публикациям в СМИ, а кто-то испытал ее на своей шкуре: отъём мошенниками квартир у одиноких, беспомощных стариков. Спектакль частенько прерывался смехом и аплодисментами зрителей, а в конце мы устроили долгую овацию актерам, стоя.
Но неожиданно больше всего увиденного за этот месяц очаровала нас премьера спектакля «Ночь Гельвера» на Малой сцене Театра Джигарханяна. Лучшего спектакля в прошлом году мы не видели! В пьесе два героя: мать и слабоумный сын. Сцены нет, играют перед тобой. Для этих двух актеров слово «игра» не подходит. Они жили на сцене, а мы подглядывали за их жизнью. В зале
стояла такая тишина, что казалось, залети комар, и его зуд будет мешать зрителям.
Я не думал, что ещё есть в нашем театре такие спектакли! Начитавшись критики, считал, что все режиссеры только и делают, что гоняют по сцене голых мужиков и баб, думая, что зритель отупел и ему это интересно. Оказывается, что есть и настоящее искусство!
Только вдумайтесь! Весь спектакль на сцене всего два человека в обычной квартире, а зал два часа, затаив дыхание в прямом смысле этого слова, следит за ними.
По моим наблюдениям, сейчас в Москве театральный бум. Не знаю, как в других городах. Залы во всех театрах, больших и малых, забиты на всех спектаклях, талантливых и бездарных.
Прекрасных вам спектаклей в этом году!».

Пётр Алёшкин
Год театра