Мораль сей басни такова…

Как-то я решила провести редкий выходной с пользой для себя. С высокой целью – повысить собственный культурный уровень. Изучив предварительно репертуар московских театров, я отправилась в московский драматический театра «Сопричастность».

Театр «Сопричастность» – камерный драматический театр, учреждённый Правительством Москвы в 1990 году. Он расположен на улице Радио, в старинном районе нашей столицы. Предметом моего культурного досуга был спектакль по пьесе Гильерме Фигерейду «Лиса и виноград», которая была написана в 1963 году. В то время в бразильской культуре царил жанр музыкально-сатирического шоу, под чьё влияние и попал автор «Лисы и винограда». Между прочим, пьеса принесла ему вторую медаль Ассоциации театральных критиков Бразилии. Позже «Лиса и виноград» была удостоена специальной премии муниципалитета Рио-де-Жанейро.

Название современной пьесы заимствовано из басни древнегреческого философа Эзопа. Мораль сей басни в том, что люди часто отступаются от своих желаний и мечтаний, если на их пути встречаются трудности и препятствия. А одноименная пьеса бразильского драматурга рассказывает нам историю жизни и смерти самого Эзопа. Действие происходит в Древней Греции, на острове Самос, в 6 веке до н.э. Богач, но при этом философ-софист по имени Ксанф, покупает себе раба Эзопа, обладателя неоценимых «достоинств»: он, во-первых, уродлив, а во-вторых, рассказывает чудесные басни про зверушек. Ксанфу нужны деньги и слава, Эзопу – свобода. На протяжении всей пьесы Ксанф восторгается умом Эзопа, но смысл басен не всегда доходит до понимания Ксанфа и периодически он вопрошает: «А что это значит?». Периодически он меняет свои принципы, а личное мнение старается выдать за истину. Ксанф обещает Эзопу исполнение его заветной мечты и исполняет-таки её, что потом и становится причиной гибели Эзопа. Эзоп предпочитает умереть свободным, чем жить рабом.

Все стены фойе театра увешаны портретами заслуженных артистов России. Их количество, если учесть размеры самого театра и зрительного зала (около ста мест), кажется страшно большим. Но при просмотре пьесы я убедилась, что звание заслуженного артиста России дают неспроста. Такой вывод можно сделать, глядя на блестящую игру Натальи Кулинкиной, исполнительницы роли Клеи (жены Ксанфа), а также Михаила Жирова, сыгравшего Эзопа. Да и «незаслуженные» артисты этого театра играют потрясающе так, незабываемое впечатление производит Василий Савинов (Ксанф), очень обаятельна Александра Солянкина (Мели). Вряд ли забудешь мужественный профиль Агностоса (Александр Фастовский) и пластику Эфиопа (Александр Батрак).

Музыкальное сопровождение – популярные греческие мотивы в современной аранжировке – абсолютно гармонично вписываются в общее действо.

В качестве декораций – бюсты в античном стиле и лепнина с орнаментами. Этот фон вполне гармонично дополняет действие. Настораживающее выглядят лишь мягкие белые стены, но и они не мешают нашему погружению в атмосферу античной демократии.

Важную роль в спектакле играют костюмы. В то время как на всех персонажах пьесы – традиционные для того времени туники, Эзоп одет в бежевый костюм, рубашку и чёрный галстук в горошек. Возможно, постановщик таким вот образом хотел показать зрителям, что басни Эзопа актуальны и сейчас. Также особую роль играет маска, символизирующая уродство Эзопа. Он то таскает её на плечах наподобие рюкзака, то держит перед собой на вытянутых руках, то её, словно терновых венец, торжественно несут перед ним другие действующие лица. Он то прячется за ней, то вешает её на стену. Возможно, это аллегория, призванная показать нам, что физическое уродство ничего не значит, а главное, как говорится, «чтоб человек был хороший»…

В пьесе показан проблема выбора между тяжёлой свободой и лёгклй несвободой. И Эзоп выбирает свободу любой ценой, пусть даже ценой собственной жизни. А перед смертью он рассказывает сбежавшейся толпе ту самую басню про лису. Но мораль Эзоп выдаёт следующую: «Вы свободны!». И тут мы, подобно Ксанфу, можем поинтересоваться, а что, собственно, сие означает? Внимательному зрителю предстоит самому построить логическую цепочку от зелёного винограда до человеческой свободы. Мне кажется, в данном случае Эзоп говорит о свободе человека от своих собственных желаний. Мы свободны, друзья мои! Мы свободны… Чтобы убедиться в этом, а заодно расширить свой историко-философский кругозор, рекомендую посетить спектакль «Лива и виноград» в Московском драматическом театре «Сопричастность».

Анна ВОЛХОВСКАЯ
(газета «Сплав», Молодёжное приложение к газете «Сталь» № 3(28), май 2007 г).