Поход в театр по лужковскому билету

Из опыта работы с детьми театра «Сопричастность»

 Кто не знаком с выражением «лужковский билет», поясню: так называется коллективный билет на 33 персоны, бесплатно предоставляемый Правительством Москвы детским учебным заведениям для посещения культурно-зрелищных заведений. Комитет по культуре «покупает» лужковские билеты у учреждений культуры, принявших детей. Эта система действует уже несколько лет, и её позитивное значение в культурном развитии московских школьников нельзя игнорировать. Вопрос только в том, как добиться большего взаимопонимания между школой и театром, чтобы для школ поход в театр по лужковскому билету не был очередным «заорганизованным мероприятием».

Коллектив Московского драматического театра «Сопричастность» много потрудился над формированием собственной концепции участия в проекте лужковского  билета. Театр постарался выяснить, как большинство учеников воспринимают театральный культпоход и что школьники и педагоги хотят увидеть в театре? Большинство учащихся воспринимают  поход в театр как урок, просто данный в другом месте. Школы же хотят посещать спектакли по таким пьесам, которые присутствуют в их образовательной программе по литературе.

Театр решил построить свою работу в контексте полученных ответов. Если посещение театра – урок, тогда театр готов изменить время начала спектакля и приблизить его к основным школьным занятиям. А не столь позжнее посещение театра становится удобным для детей, педагогов и родителей с точки зрения режима и безопасности. Более того, театр всегда готов обсудить с учебным заведением не только время начала спектакля, но и день посещения театра, внося потом согласованный спектакль в свой текущий репертуар. Конечно, это несколько усложнило работу администрации театра, однако принесло свои плоды в создании хорошей атмосферы в зале.

Далее театр предложил школам свой репертуар, который условно делится на три группы: спектакли по пьесам, входящим в обязательную образовательную программу по литературе; отечественная и зарубежная классика; драматическое произведение, играющее роль некоего художественного введения в уроки гуманитарного цикла.

Театру «Сопричастность» есть что предложить в рамках обязательной школьной программы: пьесу А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (спектакль был удостоен Первой премии II Международного Чеховского фестиваля в Мелихово) с участием з.а. России М. Зиминой (Раневская), Н. Кулинкиной (Шарлота), Ю.Брешина (Лопахин), И. Сиренко (Фирс) и др. Горький и пронзительный спектакль «Без солнца» по пьесе М. Горького «На дне». Неожиданно актуальный в условиях обострённого интереса молодёжи к изнанке шоу-бизнеса спектакль по пьесе А. Н. Островского «Таланты и поклонники» с участием легендарной актрисы, н.а. России Светланы Мизери.

Театр считает важным расширение художественного кругозора юношества и предлагает их вниманию произведения мировой классики такие, как «Молчанье – золото» П. Кальдерона или «Кровавая свадьба» Ф. Г. Лорки.

Театр прилагает большие усилия для осознания школами необходимости художественного введения  к урокам, то есть просмотра тех спектаклей, что вводят школьников в круг того времени и той проблематики, которые являются предметом изучения на школьных занятиях. Это спектакли исторического цикла: «Отравленная туника» Н. Гумилёва, «Любовь – книга золотая» А. Толстого, спектакли с философской направленностью: «Лиса и виноград» Г. Фигерейду, поднимающие глобальные проблемы современности: «Белые розы, розовые слоны» У. Гибсона. Поэтому деятельность «Сопричастности» можно назвать просветительской не только в переносном. Но и в прямом смысле. И такая работа приносит свои плоды.

Особого подхода требует работа с  совсем юным зрителем – школьниками младших классов, так как для многих из них поход в театр по лужковскому билету оказывается вообще первым выходом в театр. Здесь театр «Сопричастность», у которого в репертуаре две великолепные сказочные пьесы современных авторов («Тайна заколдованного портрета» М. Панфиловой-Рыжковой и «Поросёнок Кнок, или история доброй копилки» М. Ворфоломеева) делает акцент на знакомстве детей с новым общественным институтом – театром, его структурой, его элементами.

Руководство театра постоянно анализирует свою работу со школами, опираясь на данные опросы зрителей. Прививая детям интерес и любовь к искусству, театр воспитывает своего будущего постоянного зрителя. Поэтому для театра «Сопричастность» положение «гарантированный поход детей в театр по лужковскому билету должен принести максимум блага для самого школьника и для общества в целом» является правилом работы. А вот лозунг коллектива театра другой: «Поход в театр должен сделать детей счастливыми».

Зинаида ПАСТОЛ
(Журнал «Планета Красота»,  № 3-4, 2007 г.)