Магия большой актрисы

Если вы случайно отвлеклись от действия, то голос этой актрисы непременно вернет вас «на сцену»: красивый, глубокий, с переливчатыми модуляциями, он никого не оставляет равнодушным. Прибавьте к этому природную красоту, благородную осанку и редкостное «единение» с образом, и вам станет ясно, отчего зрители театра «Сопричастность» специально «ходят» на актрису Наталью Кулинкину.

Заслуженная артистка России Наталья Кулинкина родилась на Балтике, в семье военного. Школьное увлечение театром при¬вело девушку в Москву, в Государ¬ственный институт театрального искусства. Она попала на курс про¬фессора В.П.Остальского. Ей было легко и радостно у него учиться. В 1974 году Наташа с отличием окончила институт, блестяще сыграв Настеньку в дипломном спектакле «Белые ночи» Ф.М.Достоевского, и была приглашена в труппу Московского драматического театра им.Н.В.Гоголя. Она сразу принесла театру почетную награду: премию фестиваля «Театральная весна» за роль Зои в спектакле по повести Ю.Бондарева «Горячий снег».

Свыше пятнадцати главных ролей в спектаклях текущего репертуара сыграла актриса за пятнадцать лет службы в этом коллективе: Лионели («После грехопадения» А.Миллера), Прасковья Федоровна («Смерть Ивана Ильича» Л.Толстого), Леонор («Декамерон» Д.Боккаччо) и др. И это не считая ролей второго плана, которые она делала настоящими открытиями спектакля!

Одновременно с работой в театре Наталья Кулинкина начала успешно сниматься в кино и на телевидении, а также работать на озвучании (зрители слышат её почти в тридцати фильмах). Особенно настойчиво приглашают актрису рекламщики — уж больно завораживает публику голос актрисы! Но она всегда щепетильна в выборе предложений. Во время работы в театре им. Н.В.Гоголя актриса участвовала во многих молодежных проектах, в том числе и в постановках студии под руководством заслуженного деятеля искусств России Игоря Сиренко. Вместе со своим мужем, заслуженным артистом России Николаем Тыриным, они стали буквально его счастливым талисманом. И когда Правительство Москвы учредило на базе студии Игоря Сиренко театр «Сопричастность», Наташа и Николай перешли туда работать. В этом театре Наталья Кулинкина трудится до сих пор. И с ним связаны её самые большие творческие достижения.

Уже в самом первом известном спектакле нового театра «Затмение» актриса сыграла незабываемую роль Маши. А далее пошла череда ролей классического репертуара, ролей, раскрывших её художественный потенциал с новой стороны.

В спектакле «Без солнца» М.Горького в постановке И.Сиренко Кулинкина играла две противоположные роли: Василису и Настю. Первая – этакая Кабаниха для ночлежки, вторая: Джульетта — для той же ночлежки. У первой всё заранее спланировано, осмыслено и облечено в интонации, четко прочитываемые жесты, коммуникации с миром, который над ночлежкой, т.е. с официальными структурами (Василиса Кулинкиной даже тон меняла, когда обращалась к официальным представителям). У второй — всё спонтанно: ссора с Бароном, общение со своим окружением. И при этом в игре актрисы легко прочитывалось общее женское стремление к жизни в гармонии с мужской половиной.

Шарлотта Ивановна Кулинкиной из «Вишневого сада» А.П.Чехова легкой походкой выходит на подмостки сцены. В отличие от всех остальных персонажей пьесы её героиня не утратит этой легкости и к финалу действия. Шарлотта-Кулинкина всегда подтянута, элегантна и «без истерики». И драма в «вишневом имении» воспринимается Шарлоттой-Кулинкиной прежде всего как драма трудовой деятельности: необходимость поиска новой работы. Её чуть потухший голос, жесты сожаления — все обращено вовнутрь, к оценке деятельности и воспоминаниям о ней и тому, что связано с нею: проживание, люди. Актриса ярко показывает, что ни у одного героя, кроме Шарлотты, труд не является столь определяющим все остальные действия жизни. Поставленный в 2001 году и завоевавший Первую премию Международного чеховского театрального фестиваля «Мелиховская весна» в 2004 году, «Вишневый сад» театра остается весьма востребованным спектаклем, в том числе, и благодаря современному прочтению своей роли Натальей Кулинкиной.

Большой этапной ролью на сцене «Сопричастности» стала для актрисы роль Клеи в спектакле «Лиса и виноград» Г.Фигейреду (2006 г.). Природная красота, пластика, чудный голос актрисы — все задействовано в этой постановке. Кулинкина здесь поет: не фоног-

Актрисы демонстрируют два совершенно разных стиля воплощения роли, ярко оттеняя друг друга.

В спектакле «Месье Амилькар» И.Жамиака Наталья Кулинкина играет роль Мелии, матери, навещающей свою дочь Элеонору (Светлана Мизери) и её семью, которая на самом деле оказывается проплаченным розыгрышем месье Амиль- кара. В исполнении Натальи Ку- линкиной Мелия предстает современной свободной женщиной за 60 лет, заработавшей состояние, отдавшей в свое время долг семье и воспитавшей дочь. Теперь она путешествует, смотрит на мир, легко вступает в коммуникации и рада всему новому. Последнее она встречает без всякого страха в отличие от главного героя, у которого все запланировано заранее, оплачено и никакому новому просто нет места. Появление Кулинкиной в образе Мелии становится первым звонком герою, полагающему, что все можно купить навечно. Этот звонок пугает месье Амилькара: он выглядит «старомоднее» Мелии, несмотря на то, что моложе своей мнимой тещи. Мелия в исполнении Кулинкиной — своеобразный контекст образа Элеоноры.

Последней ролью актрисы в прошедшем сезоне стала роль Генеральши в спектакле «Фома Фомич созидает всеобщее счастье…» по повести Ф.М.Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Когда Генералына-Кулинкина появляется на сцене в сопровождении своей свиты, то её походка (действительно, генеральша!), её костюм с увесистой брошью предполагают появление умеренной и здравомыслящей женщины. Но вот актриса начинает говорить (кстати, на протяжении всего спектакля у нашей героини мало слов: исходный текст — роль на полстраницы) и произносит только одну фразу, а перед вами — кликушествующая, буквально одуревшая от Опискина фанатка, о здравомыслии которой можно забыть сразу. Походка, жесты, модуляции голоса, взгляды вылеплены столь ярко и выпукло, что становится страшно. Поклон Достоевскому? Актрисе? Совпадение. Видно некуда кинуться в России в поисках людей «с принципами», многие из них таковы только на вид, а по сути — генеральши. Страшный образ рисует нам актриса — среду, где вольготно чувствуют себя опискины. Для Генеральши- Кулинкиной все словеса и действия Опискина — любимый спектакль, которому она с чувством внимает, сидя поодаль. Она и сама — часть этого спектакля, прообраз Опискина: пока он не появляется, она ведет себя точно так, как и он.

Ареал ролей заслуженной артистки России Натальи Кулинкиной не ограничивается «взрослым репертуаром». Актриса с успехом, а самое главное, — с удовольствием, играет для детей, читает на концертах, преподает, участвует в творческих конкурсах. За свою просветительскую деятельность в 2012 году была удостоена медали св.Анны императорского дома Романовых.

В смысле использования сценических средств актриса Наталья Кулинкина — минималистка. Она может располагать многим, но акцент делает на одном предмете, который работает за всех: веер у Анны Полокучи, палка у Генеральши, клубок ниток у Тещи и т.д. Принципа одного акцента актриса старается придерживаться и в сценическом костюме. У вас остается в памяти белая рубашка Шарлотты Ивановны, брошь Генеральши, шарф Клеи. В этом, очевидно, и кроется большое мастерство актрисы: суметь отказаться от многого, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на самой игре, на самом персонаже. А если ей так интересен персонаж, то он непременно будет интересен и нам. Эта актриса поистинне завораживает зрителя.рамма, а живое пение. И она действительно красавица, как сказано у Фигейреду. Сначала надменная, почитающая себя выше раба Эзопа, но позже понимающая, что она не выше его интеллекта. Наталья Кулинкина превосходно играет сцену, когда понимание интеллектуального превосходства Эзопа переходит у её героини из признания в активную жизненную позицию. Ксанф приказывает Эфиопу высечь раба, а Клея-Кулинкина становится свидетельницей исполнения этого наказания. Актриса стоит, прижавшись к стене, не издав ни звука, не сделав ни одного жеста. Только опускает голову. И эта красивая головка, которую героиня гордо вздернуто и надменно носит все действие, вдруг опускается. После этой сцены зритель полностью убежден в искренности просьбы Клеи освободить раба. Общение с Эзопом, восхищение им приводит Клею к большой любви, в пространстве которой она готова забыть о несовместимости их статусов. Однако для раба свобода всегда выше любви, которая, по сути, есть вариант той же несвободы. И героиня Кулинкиной не только понимает это, но и принимает. Мы видим, как изменяется образ, созданный актрисой на протяжении всего спектакля: безмятежной, надменной, всё знающей появляется в начале действия Клея Кулинкиной, и задумчивой, понимающей, с экзистенциальным опытом женщиной она уходит со сцены. В этой, работе театра, пользующейся большим успехом у зрителя, Наталья Кулинкина выступает достойным партнером заслуженного артиста России Михаила Жирова (Эзоп) и Василия Савинова (Ксанф).

Ни одну роль, сколь ни казалась бы она «проходной», «второстепенной», Наталья Кулинкина не играет вполсилы. Каждая её роль — незабываемый образ, подталкивающий зрителя к различного рода аллюзиям и раздумьям. Вот Анна Полоку- чи – персонаж популярного водевиля А.Толстого «Любовь — книга золотая». Кто эта женщина? Фон, свита Екатерины Второй? Но у Екатерины Второй — необычная свита и друзья. Позвольте перечислить: Дашкова, Орловы… Очевидно в этом ряду и Анна Полокучи. Актриса играет её умной, ироничной и обольстительной. Подруга, сподвижница? Возможно. Готовая с полуслова понять государыню, и разыграть любую мизансцену для неё. Без напряжения. И перед нами воочию встает век Екатерины, где, как писал П.Вяземский, все легко,красиво и к удовольствию участников. А зрителям остается только удивляться, как же можно так, «с пол-оборота», играя только веером и голосом, всё это нам показать?

Нельзя не сказать особо о двух спектаклях, в которых Наталья Кулинкина играет вместе с выдающейся актрисой — народной артисткой России Светланой Мизери. Речь идет о «Кровавой свадьбе» Ф. Гарсиа Лорки (2003) и «Месье Амилькаре» И.Жамиака (1994). В первом актрисы играют матерей, но одна (Светлана Мизери) имеет сына, другая (Наталья Кулинкина) — дочь. Мать Светланы Мизери теряет сына и, осознавая это как трагедию всех матерей, поднимается над другими женщинами. Свою трагедию Мать Мизери переживает очень масштабно, укрупняя потерю своего сына до потери Сына Земли. Мать Натальи Кулинкиной, чья дочь переживает измену мужа, наоборот — как бы старается упростить, уменьшить трагедию дочери: не предавать случившемуся особого внимания — и актриса не прерывает вязания и работы с клубком нитей: всё в порядке вещей и не стоит проклинать жизнь. Только маленькая слезинка появляется у Матери Кулинкиной, обнимающей дочь, слезинка, которую дочь не видит.

 

«Планета красота» №7-8 2012