Клоунесса и фокусница

Художественный руководитель московского театра «Сопричастность» Игорь Сиренко любит классику. Он человек смелый, потому и взялся за постановку чеховского «Вишневого сада» – ведь за долгие годы жизни этой пьесы она несчетное количество раз шла в театрах России и зарубежья. Потеря корней, отрыв от могил предков, от дома, где жили отцы и деды, надеявшиеся на наследников как на хранителей очага и традиций, – вот на этом делает акцент режиссер. Роль Раневской, опустошительницы родительского состояния, поручена Марии Зиминой. По словам постановщика спектакля, она почти вплотную приблизилась к истинной Раневской. Такую роль надо оттачивать, и молодой исполнительнице она явно по силам. Гаев Николая Тырина – краснобай, велеречивый бездельник, но с чутким сердцем и ранимой душой.
Прима театра «Сопричастность» Наталья Кулинкина играет Шарлотту. Это было неожиданностью. Казалось бы, эта актриса, красавица и аристократка, должна была играть Раневскую. Но после спектакля становится ясно, что труднейшая роль Шарлотты, вмещающая в себя и бесприютность человека, и талант клоунессы, не напрасно была отдана именно Кулинкиной.
У Натальи Кулинкиной много ролей в театре, но хочется специально выделить императрицу Феодору из «Отравленной туники» Николая Гумилева. Именно эта работа дала актрисе особую уверенность, жизнестойкость ее будущих героинь. А каскадность в игре, владение сложной пластикой помогли Кулинкиной выстроить образ Шарлотты – клоунессы, фокусницы. Из пледа она достает Аню, Варю; из свернутого ею одеяльца раздается плач воображаемого младенца. Она – обвинитель Раневской и иже с ней. Я продаю – оповещает она окружающих, показывая свои фокусы, я запираю в пустом доме больного Фирса, я беззастенчиво беру у Ани пятнадцать тысяч, чтобы прокутить их с альфонсом в Париже… Озвучивает Раневскую не Шарлотта, та лишь показывает. Озвучивает же Гаев: «Она порочна…» Но без удивительных фокусов Шарлотты обличение было бы неубедительным. Кулинкина и одела свою героиню шутом – огромные буфы на рукавах, на голове шляпка с перышком – замена колпака с бубенчиками. Шарлотта в исполнении Натальи Кулинкиной – зловещий шут, предрекающий крах вишневого сада.
Еще один «Вишневый сад» появился в Москве – возможно, Игорь Сиренко и его актеры рисковали прослыть старомодными. Но чем ответил на такой риск придирчивый зритель? Аншлагом.

Анна БЛИНОВА