Перечитывая вновь

Ольга ИГНАТЮК

Важно понимать причину постановки пьесы «Горячее сердце» А. Островского на сцене Московского театра «Сопричастность». Этот камерный театр с его серьёзным, отнюдь не «камерным» репертуаром всегда стоял на русской классике, сделав её своим базовым направлением. Сам художественный руководитель театра Игорь Сиренко — «режиссёр-читатель»: он никогда не борется с классическим текстом, он его перечитывает. Таким образом мастер направляет зрителя в русло традиционных понятий и ценностей.
«Горячее сердце», вслед за другими постановками Игоря Сиренко, также отстаивает серьёзность исконных традиций русской сцены. В неторопливом и плотном движении действия, длящегося около трёх часов, есть магия простоты, завораживающая зрителя. Действие движется неспешно, от сцены к сцене — давая нам возможность обстоятельного и вдумчивого освоения сюжета, отношений, чувств, мыслей.
Пьеса Островского о «тёмном царстве» уездного города Калинова, в кото-
ром бьётся неукротимо пылкое сердце русской девушки Параши, насыщена персонажами. Однако, несмотря на малое сценическое пространство, каждый герой подан крупным планом, что создаёт эффект скульптурной выразительности всего сюжета.

2

 Драматургия Островского, который необычайно тщательно «вырисовал» своих героев, близка Игорю Сиренко, любящему обстоятельность, внимание к деталям и подробностям человеческого бытия. Его неторопливый почерк возвращает нас к архетипам образов Островского, где облик, речь, манеры и жесты героев настолько красноречивы, что складываются в «вечную» галерею «неувядающих» типажей.
Вот они. Купец Курослепов (з.а. России Владимир Фролов), красочно представивший нам суть своей фамилии: вечно хмельной самодур с подслеповатым и мутным взглядом, плохо различающим даже то, что творится у него под носом. В угоду своей новой жене он притесняет собственную дочь Парашу и не желает видеть, как жена обманывает и обворовывает его.
Супруга его Матрёна Харитоновна сыграна Верой Лофицкой с необычайной активностью густых и сочных красок, рисующих агрессивный тип наступательного мещанского хамства, противостоять которому мало кто способен. Рядом с нею её любовник, приказчик Наркис (Александр Шишкин) — проходимец и негодяй, рассчитывающий посредством наворованных у Курослепова денег выйти в люди.
Городничий Градобоев (Венчислав Хотяновский) — отпетый взяточник, держащий в покорности весь город и иллюстрирующий свою фамилию крепкими повадками наглого всевластного царька. Вместе с ним являет живописную пару Хлынов (Владимир Баландин), сыгранный смачно, с удалью и представляющий яркий русский тип ухаря-богача, живущего вольно, с причудами и размахом. Оба очень актуальные персонажи.
Кто в противоположном лагере, и в ком сохранились человеческое обличье, душа и свет? Вася Шустрый (Александр Трубин), лишённый воли, мужества и нравственной опоры — не в счёт. Приказчик Гаврило (Вячеслав Вилейко), искренне любящий Парашу — порядочен и добр, но лишён всякой почвы под ногами, не чувствуя опоры ни в чём: «…Я не полный человек… у меня очень много чувств отшиблено, какие человеку следуют. Я ни ходить прямо, ни в глаза людям смотреть, — ничего не могу».
На кого же опереться Параше (Мария Рассказова), ставшей сиротой при живом отце и угнетаемой мачехой, на что уповать? Хоть в итоге она и выбирает себе в мужья Гаврилу, но её душевное одиночество остаётся для нас константой. Этой чудесной девушке, с её невероятной духовной силой и неистребимой жаждой жизни, здесь нету равных. Ведь это личность одержимая, готовая на всё ради любви и ради любимого. Но кому отдать свою прекрасную пылкую душу, кому посвятить сердце?.. Мы и сами видим, что некому.
И эта роль, сыгранная в традициях национального романтизма и продолжающая галерею лучших героинь Островского, вновь рассказывает нам об экзистенциальном одиночестве русской женщины. С её истовым отношением к жизни, с её максимализмом и её идеалами, не находящими воплощения в окружающем мире.

1