Светлана Мизери – снова королева

Пьеса «Королева-мать» была написана итальянским драматургом Манлио Сантанелли в 1984 году и тогда же удостоилась Первой премии Итальянского Института драмы. Но дороже всех премий для автора стал восхищенный отзыв Эжена Ионеско, когда в 1987 году в Париже состоялся премьерный спектакль «Королевы-матери». Пьеса триумфально «прошлась» по европейским сценам, однако в СССР в это время – перестройка, поэтому камерная пьеса, парадоксально соединяющая ироническую интонацию с приемами неореализма и повествующая о нескольких днях жизни матери и взрослого сына, не заинтересовала наши театры. Только художественная интуиция великих актрис Софико Чиуарели и Татьяны Карповой сделала в свое время возможным встречу российских зрителей с творчеством Сантанелли. С болезнью одной актрисы и смертью другой пьеса «Королева-мать», казалось, навсегда ушла в театральное небытие. Но, очевидно, и пьесы, вслед за рукописями, «не горят». В начале нынешнего сезона коллектив театра «Сопричастность» представил московской публике свой спектакль по пьесе Сантанелли. Режиссер-постановщик Игорь Сиренко, художник – Людмила Деркач. художник по свету – Владимир Кудряшов. В ролях: Светлана Мизери (Реджина) и Николай Тырин (Альфредо), составившие редкостный по накалу чувств актерский дуэт.

На сцене – мать и сын. Где-то, «за кулисами», взрослая дочь. Ее имя и имя умершего мужа все время на устах героев пьесы: самодостаточной матери и неудачника-сына. Последний явился к матери, чтобы провести с ней её, по мнению врачей, последние дни жизни. Да заодно подрядился написать книгу об этих «последних» днях. Мать узнает о «подряде» сына и… подыгрывает ему, живописуя свою жизнь. Альфредо, в свою очередь, во всех своих неудачах винит мать, о чем и говорит без устали. Но Реджина успешно отбивается – у неё свой счет к сыну и свой «склад» несбывшихся родительских надежд. Гнев сменяет радость, надежда – опустошение, ненависть – любовь. Автор призывает вовремя остановиться и всмотреться друг в друга. Причем, в реального другого, а не в идеального. Человек должен всмотреться в человека и увидеть его. Только в этом наше спасение, спасение семьи, любви, человечества.

Манлио Сантанелли (1938) – итальянский писатель, драматург, историк театра, автор более 20-ти остросюжетных пьес с глубоким психологическим подтекстом. Лауреат международных литературных премий, участник многих театральных фестивалей. Пьесы Сантанелли входят в репертуар мирового театра.

16 апреля Манлио Сантанелли впервые прилетает в Москву для посещения спектакля «Королева-мать» в театре «Сопричастность».

(Журнал «Планета Красота» № 3-4 2008 г.)
Зинаида ПАСТОЛ