Дом для одиноких зрителей

Театр начинается с публики

Есть театры-дворцы с пышной историей и многочисленными легендами. Есть театры-небоскребы, взирающие на публику с высоты современного, но «взвинченного» положения. А есть театры — дом в один-два этажа: эти теплее и ближе публике, так как «по росту» своему зрителю. Именно таким предстает зрителю московский театр «Сопричастность». Он находится в чудном историческом месте, в уютном двухэтажном особняке, где зрителей как родных встречают заботливые билетерши (таких не найдете ни в каком другом театре!)… Репертуар «Сопричастности», настоянный на любовном почтении к классике, глубок и разнообразен: тут и «Любовь — книга золотая» А. Толстого, и комедия «Белые розы, розовые слоны» У. Гибсона, и «Месье Амилькар» И. Жамиака, и потрясающий, неожиданный спектакль «Без солнца» по пьесе М. Горького «На дне», и премьера нынешнего сезона «Таланты и поклонники» А. Островского… Составляют по нынешним временам уже полузабытое братство актеры, среди которых такие замечательные, как народная артистка России Светлана Мизери, заслуженные артисты России Борис Панин, Наталья Кулинкина, Николай Тырин…

Но главное богатство театра – его публика. Сюда ходят, как правило, люди среднего достатка, благо, стоимость билетов позволяет, – интеллигенция, молодежь. Это – настоящие театралы, а значит, настоящие зрители. У театра нет денег на рекламу, его лучшие спектакли дружно замалчивают журналисты-снобы, для которых дорожки протоптаны лишь в пяток-другой шумных, даже скандальных столичных театров в пределах Садового кольца. И все же… Нет здесь спектакля, который шел бы без аншлага – зал всегда полон. А вот случайных людей нет. Сюда идут (даже едут – зрители из отдаленных районов совсем не редкость) прицельно: на спектакль, на актера. Побывав на одном спектакле, они обязательно приходят ёще, а когда отсмотрен весь репертуар, начинается второй круг, в который втягиваются друзья, знакомые… А в последние год-два театр выбрали местом проведения досуга и многие московские школы: целыми классами – поочередно – приходят они на спектакли, поскольку классика, прочитанная на этой сцене, не только не искажена, но прочувствована и подана с позиций гуманистических. Театр не «переделывает» автора под себя, как это сейчас принято, не подгоняет пьесу под момент, актеры не раздеваются на сцене, нет насилия, шокирующих моментов…

В жесткое и прагматичное наше время такая позиция – одно из главных достоинств несуетного, театра. И естественно, что он пользуется нешуточным признанием зрителей, в котором есть любая человеческая эмоция: от придирчивой дотошности до слез умиления. Не слишком модное нынче чувство, но какое необходимое. Это чувствуется по записям в особой книге, которая заведена в театре с первых дней. Люди пишут: спасибо за счастье, спасибо за радость, за добро, за справедливость, за то, что вы есть… Значит, театр и его главный режиссер заслуженный артист России Игорь Сиренко действительно уловили настроения людей, их жажду не только живого искусства, но и живого общения. Десять лет непрерывных переделов, разделов и разломов, что уж тут скрывать, сделали из нас не просто одиноких людей, но страдающих от своего одиночества. Театр взял на себя миссию быть для многих утешителем, врачевателем, наконец — домом, не может не стать для них и духовным центром.

 Ирина НИКОЛЕВА, (Газета «Правда)