Здесь живут одной семьей

Зрителю непосвященному репертуарная афиша театра «Сопричастность», отмечающего в этом году свое десятилетие, может показаться случайным сочетанием авторских имен – Гумилев, Гибсон, Горький, Островский, Жамиак, А. Толстой, а теперь еще и Гарсиа Лорка. Однако же ничего случайного здесь нет.

Как считает создатель и бессменный художественный руководитель театра Игорь Сиренко, «театр – душа народа… и нет дела значительнее, чем пестовать душу народа». А на чем, как не на произведениях больших страстей, глубоких мыслей надо душу воспитывать, поднимать до осознания высоких целей своего пребывания в этом мире, на этой земле. Вот и подбирает худрук драматургию, которая отвечала бы идее и названию его театра – «Сопричастность» – духовному единению зрителей и сцены, ощущению зала сопричастным тому действию, что разворачивается перед ним на подмостках.

К своему театру Игорь Михайлович Сиренко шел долго: цирковое училище, которое он окончил с отличием по профессии «комик у ковра», сиречь – клоун, потом Щукинское училище, 16 лет работы актером в Театре им. Маяковского, где застал еще Николая Охлопкова на последних годах его руководства театром. А потом 12 лет играл под руководством Андрея Александровича Гончарова, были и годы административной деятельности в качестве директора Театра им. Гоголя, и Высшие режиссерские курсы. Так, пройдя все ступени театральной лестницы, Игорь Сиренко созрел для создания собственного театра.

Сегодня в его «Сопричастности» на улице Радио, 2, чисто, светло, тепло, уютно, всегда полный зал и необыкновенно доброжелательный, по-домашнему ласково встречающий зрителей обслуживающий персонал. Всегда открытой остается для зрителей и дверь худруковского кабинета: можно запросто войти по окончании представления с вопросом, пожеланием, поблагодарить за понравившийся спектакль. У театра сформировался свой постоянный зрительский круг, но многие едут сюда с разных концов Москвы впервые, чтобы стать затем приверженцами «Сопричастности». За последние годы коллектив завоевал симпатии публики в Питере, Тамбове, Мичуринске, Казани… Основной костяк труппы, а в нем уже есть заслуженные артисты России, удостоенные этого звания как актеры «Сопричастности», – Наталья Кулинкина, Борис Панин, Николай Тырин, обрастает способной молодежью, которой вполне по плечу оказывается мировая классика. Есть в театре и своя «звезда», хотя лично я не приемлю этого определения за его растиражированность в последнее время, причисление к «звездности» кумиров на час. Точнее сказать: есть в труппе бесспорный эталон мастерства, профессионализма, театральной этики, высокого служения своему делу, не говоря о Богом данном таланте – Светлана Мизери, народная артистка России, лауреат Государственных премий СССР и России. Одно ее присутствие на сцене уже определяет художественный уровень всего спектакля. А занята она почти во всем репертуаре: «Белые розы, розовые слоны» У. Гибсона, «Любовь – книга золота» А. Толстого, «Месье Амилькар» И. Жамиака, «Таланты и поклонники» А. Н. Островского. Последняя ее роль – Мать в премьерном спектакле «Кровавая свадьба» Г. Лорки. Поставленном И. Сиренко к 10-летию театра.

Приверженец театра поэтического, во многом притчевого, Сиренко и в Лорке постарался прежде всего подчеркнуть глобальность, вневременность происходящего, представить каждый характер как сгусток сверхчеловеческого накала страстей. И, конечно же, кто, как не Мать, должен был стать и стал энергетическим центром и в этом раскладе полярных сил. Любовь, ревность, предательство, измена, кровавая месть – все стянуто в драме Лорки в один трагический узел. И есть Мать, сердце которой трассирующими пулями прошили нити этого страшного клубка. Еще не старая, сильная, красивая, она успела потерять почти все, что составляло радость ее жизни. Позади – орошенная кровью дорогих людей пустыня, рядом – единственный, оставшийся в живых Сын, впереди – смутный призрак надежды на возрождение рода через Сына, если… О, как тревожно, как сумрачно на душе у Матери, хотя, казалось бы, надо радоваться, что Сын (Александр Ильин), такой ладный, крепкий, хозяйственный, нашел себе по душе Невесту (Мария Зимина) из хорошей, работящей семьи. Вот только идет по деревне слушок будто было что-то прежде между Невестой и Леонардо (Владимир Михайлов). А если было, то… Ох уж это если! И придя знакомиться с Отцом Невесты (очень хорошая работа Михаила Жирова), Мать настороженно, хотя и старается не подавать вида, пытается в разговорах, в поведении Отца и Невесты узнать, понять, не тянется ли здесь какая опасность для ее последней надежды – Сына. И будет свадьба, и побег Невесты с бывшим возлюбленным, и погоня за беглецами (Сиренко великолепно музыкально-пластическими средствами – балетмейстер Валентин Манохин, музыкальное оформление Веры Кундрюцковой – решил этот драматически напряженный момент), а потом и кровавая развязка, и все это с потрясающей стойкостью, достоинством, не унижая себя бабьими воплями и стенаниями, перенесет героиня Светланы Мизери. Горе еще выше поднимет ее над бренностью окружающей жизни, высветит силу ее материнской любви. Как сказала в одном интервью Светлана Николаевна, «тема любви – этой мой хлеб!». И когда готовила роль Матери, думала о тех мальчиках, что и нынче погибают на никому не нужных междуусобных войнах, а пьесу Лорки считает наисовременнейшей.

Малые габариты сцены ставят художников спектаклей «Сопричастности» в весьма жесткие условия. Лаконичное, но очень выразительное оформление «Кровавой свадьбы» Валерия Фомина, в котором решающую роль играют зеркала, расширяющие и углубляющие сценическое пространство, придавая к тому же своим мерцанием элемент таинственности и потусторонности, а также строгие костюмы Ольги Кулагиной точно соответствуют постановочному замыслу Игоря Сиренко (ассистент режиссера Николай Тырин), выводя спектакль на простор поэтической фантазии. И зрительный зал прекрасно понимает и принимает этот притчевый язык, награждая актеров долгими благодарными аплодисментами.

Остается добавить, что 8 декабря «Сопричастность» будет отмечать 60-летие своего художественного руководителя, так удачно совпадающее с юбилеем театра. Поздравляя Игоря Михайловича, поздравляя театра, желаем им на долгие годы счастливой творческой жизни и зрительской любви.

 Наталия БАЛАШОВА

(Газета «Московская правда», ноябрь 2005 г.)