Лёгкое театральное дыхание

Легкое театральное дыхание

Ведущая актриса Московского драматического театра «Сопричастность», народная артистка России, лауреат Государственных премий СССР и России, Премии мэрии Москвы в области литературы и искусства Светлана МИЗЕРИ празднует свой юбилей: 75 лет жизни, из которых 53 года — на сцене российского театра.

В каждом ремесле нужен эталон мастерства. Вы можете долго описывать, объяснять, как делать ту или иную вещь, а можете, указав на образец, просто сказать: «Вот так». Светлана Мизери является именно таким эталоном актерского мастерства.

Тончайший профессионализм, высокий душевный накал, изящество и пластичность игры делают артистку подлинным украшением сцены и любимицей публики. Закончив в 1955 году Школу-студию МХАТ, она пришла в прославленное здание в Камергерском переулке и успешно дебютировала во «Врагах» М. Горького в роли Нади. Одновременно Светлана репетировала с друзьями в Студии молодых актеров, которая в 1959 году станет театром «Современник». В первом легендарном спектакле нового театра — «Вечно живых» В. Розова Мизери сыграет Веронику, и ее игра произведет, по словам Нины Дорошиной, другой именитой «современницы», ошеломляющее впечатление. В истории российского театра актриса навсегда останется «Вероникой первой». Затем последовали новые пьесы Розова, в которых ее героини поражали естественностью и искренностью: «В добрый час» (Галя), «В поисках радости» (Таня). Публике запомнилась Мизери и в одном из лучших спектаклей «Современника» — «Два цвета».

В 60-е годы прошлого века мы встречаем имя актрисы уже на афишах Театра им. В.В.Маяковского: Мизери играет у гениального Охлопкова. Психологическая актриса с мхатовской выучкой, она встала на романтические котурны монументального театра так же естественно, как выходила на сцену в прежней театральной жизни. Николай Павлович сделал с Мизери очень важный для общественного сознания спектакль — «Иркутскую историю» А. Арбузова, где в роли Вальки-дешевки актриса показала тяжкий путь познания жизни и становления Женщины. Последней «охлопковской» ролью стала для Светланы Мизери роль еврипидовской Медеи в одноименном спектакле, с которым театр объездил всю страну.

Когда в Театр им.В.В.Маяковского пришел Андрей Гончаров, он сразу выделил актрису Светлану Мизери, угадав в ней близость к исповедываемому им рельефно-психологическому театру. Она блестяще сыграла в его постановках — «Кавказском меловом круге» Б. Брехта (Груше), «Трамвае «Желание» Т. Уильямса (Стелла), «Детях Ванюшина» С. Найденова (Людмила), «Марии» А. Салынского (Мария), «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика (Марта) и других. В самом конце 1969 года на сцене Театра им. В.В.Маяковского был представлен спектакль, с которым на российскую сцену вышел новый режиссер — Марк Захаров. Это был «Разгром» по одноименной повести А. Фадеева. Молодого режиссера в его дебюте поддержали такие мастера, как соавтор инсценировки, известный литератор И. Прут, знаменитый театральный художник В. Левенталь, но самую важную поддержку Марк Захаров получил в игре Светланы Мизери, исполнительницы роли Вари. Нельзя не сказать и о работе актрисы над женскими образами в драматургии Э. Радзинского, необычными и завораживающими для российского театра 70-х. Это Ксантиппа в «Беседах с Сократом» и Его жена в спектакле «Она в отсутствие любви и смерти». В 1970 году театр сделал возобновление охлопковской постановки пьесы А. Штейна «Между ливнями». Как трогательно и щемяще прозвучала (именно прозвучала!) в этом спектакле у Светланы Мизери роль Таты Нерадовой, девочки из расстрелянной семьи, превращающейся в уличную фею. За свою работу на сцене Театра им. В.В.Маяковского актриса была удостоена Государственных премий СССР и России.

Сама актриса никогда не держалась за ту или иную форму подачи своих внешних данных, за тот или иной ракурс игры, единожды принесших ей успех и славу. Всегда — от персонажа, всегда — в поиске. Именно последним можно объяснить ту широкую амплитуду ролей, которые Светлана Мизери сыграла уже на сцене Московского театра им. А.С.Пушкина. Это Комиссар в «Оптимистической трагедии» Вишневского и Варвара Петровна в «Бесах» Ф. Достоевского (пьеса А. Камю «Одержимые»), Элеонор в «Месье Амилькаре» И. Жамиака и Режиссер в «Подонках» Я. Гловацкого. Персонажи западной драматургии в исполнении Светланы Мизери обретают живую плоть и становятся столь же близкими русской публике, как и герои отечественной драмы. Именно игра актрисы в последние годы в пьесах испанца Ф. Г. Лорки («Кровавая свадьба»), американца У. Гибсона («Белые розы, розовые слоны»), итальянца М. Сантанелли («Королева-мать») на сцене московского драматического театра «Сопричастность» вызывает большой и неподдельный интерес зрителей к творчеству Светланы Мизери. Актрисе удается выразить эпичность образа (Мать в «Кровавой свадьбе»), скрытый психологизм повседневности (Молли Иган, «Белые розы, розовые слоны»), извращенность семейных отношений (Реджина в «Королеве-матери») так ярко и выпукло, что это задевает и цепляет публику даже помимо ее воли. Зрители переживают вместе с актрисой подлинный катарсис, подлинное сопричастие происходящему на сцене. Можно только констатировать, что название театра, в котором играет актриса Светлана Мизери, полностью отвечает ее творческому посылу.

«Спешите видеть» — так хочется призвать друзей, учеников в московский театр «Сопричастность» на встречу с Прекрасным, на встречу с настоящей звездой нашего театра — Светланой Мизери.

Зинаида Гафурова
                                                                                                         Альманах “Страстной бульвар, 10″,

Выпуск №2-112/2008, Лица