КОРОЛЬ ЛИР

Приближающемуся 450-летию со дня рождения великого английского драматурга и поэта, одного из самых знаменитых драматургов мира В.Шекспира, отмечавшемуся в 2014 году, Московский драматический театр «Сопричастность» посвятил премьеру спектакля «Король Лир», созданного по пьесе всемирно известного драматурга.

Пьеса В.Шекспира «Король Лир» веками окружена ореолом загадок, дразнящих и будоражащих воображение: год написания, совпадающий с выходом первой части «Дон Кихота», дата первого представления, выпавшая когда-то на первый день святок, фигура Эдмонда (у В.Шекспира был младший брат — актер Эдмунд), фигура Тома из Бедлама, являющаяся связующим звеном с ирландской литературой и фольклором (сказка о Лире и его трех дочерях, повесть о безумном короле Суибне). На этом фоне нельзя не сказать о том, что премьера в Московском драматическом театре «Сопричастность» состоялась в год 205-летия с момента первой постановки трагедии на российской сцене – в 1807 году в переводе Н.Гнедича «Король Лир» был поставлен в Санкт-Петербурге.

Оставаясь преданным единожды избранному принципу работы и верности традициям русского реалистического театра, режиссёр-постановщик премьерного спектакля — заслуженный артист РСФСР и заслуженный деятель искусств России Игорь Сиренко, ставший исполнителем заглавной роли, создал спектакль не столько о родительском горе и бессилии (вполне возможно, что дети в чём-то умнее отцов, но «обида старости» горестнее и печальнее), сколько о столкновении двух несовместимых миров, о разрушении семьи, общества и государства.

Взяв в работу ставший классическим перевод Б. Пастернака, который был воплощён в полном объёме, без столь модных и любимых сегодня сокращений текста и искажений главной мысли произведения с многовековой историей, Игорь Сиренко представил публике историю трагического путешествия к границам человеческой свободы и воли, где путь Лира – это путь от абсолютного убеждения до тяжёлого разочарования.

В результате зрители увидели динамичное, глубокое и пронзительное действо, создателями которого стали объединённые режиссёром ведущие артисты труппы и её молодые представители, поддерживаемые сильной командой профессионалов, не видимых зрителю. В их числе сценограф, заслуженный художник России Валерий Фомин, художник по костюмам Ольга Кулагина, художник-конструктор Людмила Деркач и вся постановочная частью Московского драматического театра «Сопричастность» (особого внимания заслуживает работа гримёров-стилистов, сумевших  не только понять и разделить точку зрения режиссёра, но и помочь каждому исполнителю в создании сложных образов).

«Король Лир» в интерпретации Московского драматического театра «Сопричастность» — не семейная драма, а социально-философская трагедия, дающая повод каждому из нас задуматься о сущности человека, его месте в жизни и в обществе.  Спустя почти пять столетий с момента создания пьесы эти вопросы так и не потеряли актуальности.

 Текст: Сергей Сафонов