ЛЮБОВЬ — КНИГА ЗОЛОТАЯ

23 февраля 1945 года, незадолго до совсем недалёкого Дня Победы, в Москве, страдая от тяжелейшей неизлечимой болезни, ушёл из жизни автор, создавший, возможно, один из самых известных исторических романов «Пётр I», фантастические романы «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», историческую эпопею «Хождение по мукам», знаменитые повесть «Хлеб» и рассказ «Русский характер», потрясший читателей пронзительной историей «Гадюка» и подаривший детям сказку про неунывающего Буратино, а также написавший множество пьес, в числе которых по сию пору неизменной популярностью пользуются «Заговор императрицы» и, безусловно, «Любовь – книга золотая». Последняя по воле судьбы отметила 95-летие своего создания на сцене Московского драматического театра «Сопричастность» совсем недавно – в 2014 году.

Мало кто знает о том, что название пьесе дала старинная книга Гл. Громова «Любовь. Книжка золотая» вышедшая в Санкт-Петербурге в 1778 году и не удостоенная впоследствии благосклонности критики: «Сочинение малоизвестного писателя XVIII века не представляет художественной ценности. Ее фривольное, мягко говоря, содержание видно уже из оглавления: «Сокращенный супружеский календарь», «Новый любовничий и супружеский словарь, по азбучному порядку расположенный», «Домашние средства от разных неприятностей в любви и браке» и прочее.

Меж тем книга «Любовь – книга золотая» в комедии А.Н. Толстого постоянно находится в центре внимания, однако близких к тексту Громова цитат, неоспоримо указывающих на источник комедии, обнаруживается всего две: специалисты утверждают, что кроме календаря и словаря, в «книге» Толстого встречаются вопросы-определения, которыми нередко пользовались в литературе XVIII века, но которых нет в книге Громова.

Первую редакцию комедии А.Н. Толстой написал в начале 1919 года в Одессе, готовясь к отъезду за границу, и уже год спустя пьеса в постановке Жака Коппо встретилась со зрителями в театре «Старая голубятня» в Париже.

В Советском Союзе «Любовь – книга золотая» была поставлена в 1924 году на сцене Первой студии МХТ, актёры которой познакомились с ней двумя годами ранее, находясь на гастролях Берлине. За постановку, в содружестве с легендарными С.В. Гиацинтовой и Л.И. Дейкун, взялась блистательная актриса С.Г. Бирман, постаравшаяся вложить в спектакль всю нежность к творению А.Н. Толстого, благодаря чему иногда грубоватый юмор текста, смягчившись, уступил первенство лирической теме.

Спустя без малого семьдесят лет своё прочтение этой искрящейся пьесы предложил основатель Московского драматического театра «Сопричастность» Игорь Сиренко, создавший очень веселый и трогательный спектакль, в котором безукоризненно работают все исполнители, и в итоге небольшой легковесный «пустячок» превратился в чудесное представление, доставляющее радость не одному поколению зрителей.

Объяснить такую зрительскую верность спектаклю довольно просто: «Любовь — книга золотая» стала не просто составляющей ежемесячной афиши театра, но явилась лакмусовой бумагой, проявившей отношение режиссёра и артистов к любви как к одному из самых высоких, облагораживающих человека чувств.

Изящно написанная безделушка, романтическая акварель из старинного альбома, эта вещь меньше всего могла бы занимать внимание театра, поставившего своей целью построение серьёзного репертуара, но в постановке Игоря Сиренко она подарила публике театр времён прелестного в своей наивности натурализма, окрашенного сентиментальными оттенками давно ушедшей «прекрасной старины».

«Любовь – книга золотая» не из числа тех спектаклей, наблюдая за действием которых необходимо думать и размышлять. Это спектакль с приятным «послевкусием», тонким и ароматным «шлейфом» старинных книг и пожелтевшего от времени кружева, ощущая который хочется задержать дыхание и, прикрыв глаза, испытать лёгкое любовное головокружение.

Текст: Сергей Сафонов