ТОТ, КТО ПОЛУЧАЕТ ПОЩЁЧИНЫ

«Я буду у вас тем, кто получает пощечины… Это вполне соответствует свойствам моего таланта. Я буду называться Тот», – заявляет странный господин с живым и смелым лицом, возникший однажды в цирке и внесший  в закрытый цирковой мир ощущение тревоги.

«На мне маска, и я играю. Я могу говорить все…» — маска клоуна становится для этого загадочного человека единственным оружием, защищаясь которым, он будто возвращает полученные им пощечины сытым и равнодушным обывателям.

Трагедия Тота – трагедия исключительной личности, существующей в условиях «утверждения жизни через трагедию».

«В этой пьесе-сказке повествуется о прекрасных богах, мучимых земным засильем, заблудившихся в лабиринтах мелких человечков и их тяжелых страстей», – писал когда-то автор.

«Переодетый, старый бог» Тот видит в юной наезднице Консуэлле воплощение идеала красоты, который он так долго искал и так страстно проповедовал в прошлом. Повторяя адресованные прекрасной девушке слова любви, он получает пощечину, напомнившую о его амплуа, и переходит к шутовскому кривлянию.

Конец это игры насколько предсказуем, настолько и горек. Как утверждали современники автора пьесы, этот финал, оскверняющий любовь и талант, беспокоил их в отношении самого Леонида Андреева – большого писателя с невероятно трудной судьбой.

 Текст: Сергей Сафонов