Пресса о Романе Камышеве

Миссия – сопричастность

Лариса КЕРЧИНА

Сегодня некоторые привыкли глумиться над эпохой социализма. А между тем, с патриотическим и нравственным воспитанием дело тогда обстояло намного лучше, чем сегодня. И театр играл в этом далеко не последнюю роль.

За рассуждениями о личностном раскрепощении и политических свободах мы совсем забыли о духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения. А ведь это — основа основ любого государства, независимо от времени и социального строя.

Плоды этого непростительного упущения мы пожинаем сегодня.

Спустя почти 70 лет после победы над фашизмом мы вынуждены признать, что нам не удалось истребить его идеи до конца. И фашизм из идеологии перешёл в реальное политическое движение. А мы вместо того, чтобы заниматься нравственным воспитанием, продолжаем искать абстрактную национальную идею.

Кинематограф давно захлестнула волна романтизации преступности.

Развлекательные боевики культивируют агрессию и насилие. Образ героя, вооружённого до зубов, пришёл на смену образу мятушегося русского интеллигента. Конвейер отечественных мыльных опер и эфемерные телевизионные истории из жизни глянцевых «звёзд» навязывают нашим девочкам короткий и безотказный способ перерождения Золушки в принцессу: выйти замуж за так называемого олигарха или стать его любовницей.

Легендарный Театр им. Маяковского не отстаёт от прискорбных веяний времени: здесь идет спектакль по пьесе Дмитрия Богослав-ского «Любовь людей». Три часа и десять минут зритель наблюдает вакханалию мракобесия, сопровождаемую ненормативной лексикой: жена убивает сильно пьющего и бьюшего ее мужа, после чего дух убиенного преследует её. Претензия на аналогию с тенью отца Гамлета выглядит откровенно пошло. Да и любовь людей больше похожа на ненависть получеловеков. А всё потому, что бытовой смрад не может быть предметом искусства.

К сожалению, пример этот далеко не единственный. Но остались ещё на Руси очаги истинной культуры. Один из таковых — Московский драматический театр «Сопричастность». Здесь всегда опирались на вечные нравственные ценности, не забывая о том, что воспитание — основа основ гармоничного развития общества.

* * *

Почти 25 лет тому назад театр «Сопричастность» начал воспитывать своего зрителя. Как вспоминает художественный руководитель, заслуженный деятель искусств России Игорь Сиренко, в начале 90-х, во времена полной разнузданности всех и вся, приходилось даже выводить из зала охамевшую молодёжь. Но постепенно зритель становился вдумчивее, интеллигентнее. Мамы, приводившие на спектакли своих детей, сегодня уже стали бабушками. Они приходят с внуками, чтобы показать им, каким должно быть искусство.

Театр располагает обширным детским репертуаром, рассчитанным на все возрастные категории:

«Двенадцать месяцев» Маршака, «Сверчок на печи» по повести Диккенса, «Тайна заколдованного портрета» Панфиловой-Рыжковой, «Девочка, где ты живёшь?» Рощина, «Поросёнок Кнок, или История доброй копилки» Ворфоломеева. Каждый спектакль — яркий праздник добра, любви и именно сопричастности.

На одном из спектаклей «Поросёнок Кнок, или История доброй копилки» после слов Поросёнка о том, могут ли поросята любить, из зала выбежала на сцену девочка, воскликнув с детской непосредственностью: «Могут, конечно,

могут!»

Милый поросёнок Кнок (Е. Алиева), надменный кот Василий (Р. Камышев), красавица Мальвина (А. Науменко) и пёс Ануфрий (А. Шишкин), способный рассмешить не только ребёнка, но и взрослого, противостоят злу в лице коварного старьёвщика Хлама (Р. Киршин). Актёры вместе с режиссёром-поста-новщиком Светланой Мизери ненавязчиво учат малышей бережному

отношению не только к старым игрушкам, но и друг к другу; в доступной детям форме показывают красоту жертвенной дружбы и любви. В 2007 году эта постановка получила на Московском театральном фестивале Золотой Диплом в номинации «Лучший детский спектакль».

С неизменным успехом идёт на сцене и другой спектакль народной артистки России, лауреата Государственных премий СССР и России, Премии мэрии Москвы в области

литературы и искусства Светланы Мизери: добрая, мудрая и романтичная семейная сказка «Сверчок на печи» по повести Диккенса.

Зрители, приходящие на спектакль «Сверчок на печи», едва сдерживают эмоции. Их трогает неподдельное обаяние четы Перебинглей в исполнении А. Батрака и А. Русановой, наивность Берты (Е. Алиева), которая смотрит на мир глазами своего доброго отца, игрушечных дел мастера Калеба (В. Шихов). До край-

ности непосредственная мистрис Фильдинг (Л. Фигуровская) вызывает неудержимый смех зрительного зала, тогда как чёрствый фабрикат Тэкль-тон (А. Пугачёв) заставляет негодовать. Зритель проникается симпатией к заботливой служанке Тилли (Е. Яцына) и радуется за Мэй (А. Науменко) и сына Калеба (Д. Негреев), которые обрели своё счастье.

Спектакль «Девочка, где ты живёшь?» по пьесе Рощина (реж. С. Мизери) посвящен трудной и прекрасной поре взросления. Герои пьесы, сыгранные молодыми актёрами, рассказывают юным зрителям о душевной доброте, о помощи и внимании друг к другу. А ещё о том, как важно верить в то, что все мечты сбываются. Дети с большим удовольствием следят за сюжетными поворотами, искренне радуясь за героев и глубоко им сопереживая.

Яркий и динамичный спектакль «Тайна заколдованного портрета» (реж. И. Сиренко) рушит детские стереотипы в самом хорошем смысле. Баба Яга, которую виртуозно играет заслуженная артистка России Наталья Кулинкина, предстаёт перед ребятами доброй и совсем не страшной. И даже грозный Кощей Бессмертный в проникновенном исполнении Владимира Баландина вызывает сочувствие.

Популярностью у маленьких зрителей пользуется сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев» в постановке И. Сиренко. Как в любой сказке, в этом спектакле добро побеждает зло.

О том, какое впечатление производит вдохновенная работа творческой группы театра на юных зрителей, красноречиво говорят не только громкие аплодисменты, которыми они провожают актёров, но и книга отзывов — многотомное собрание восторженных и благодарных откликов.

В репертуаре «Сопричастности» немало спектаклей по произведениям русской классики. В рамках программы для школьников «Постигаем классику вместе» проводятся минилектории и диспуты, в которых ребята принимают активное участие. После спектакля они делятся своими впечатлениями и обмениваются мнениями. И особенно важно то, что, приходя в театр «Сопричастность», юные зрители видят «чистого» автора, не «разукрашенного» на западный манер, не изуродованного нелепыми фантазиями псевдоавангардных инсценировок.

В своём выступлении на Совете по культуре в Пскове Владимир

интернатом №28 г. Москвы и др., с благотворительными фондами «Создание» и «Подари жизнь», а также с Межрегиональным общественным фондом социальной поддержки военнослужащих «Возрождение».

Театр принимает участие в фестивалях спектаклей для детей и юношества («Таганок», «Арт-сфера» и др.). Творческий коллектив способствует развитию и укреплению межнациональных отношений, участвуя в Федеральной программе «Русский язык», реализуемой Петровской академией наук и искусств в рамках летней школы русского языка для детей всех республик РФ.

МДТ «Сопричастность» принимал непосредственное участие в

Путин убедительно сказал, как нужны сегодня «серьёзные, качественные постановки для детей и подростков, которые будут знакомить с русской классикой, учить думать, сопереживать, верить в силу добра».

Классика формирует у детей систему истинных ценностей. Художественный руководитель театра, представитель академической театральной школы, никогда не спекулировал на великих именах, искренне и добросовестно делая своё дело. Он постигает, а не трактует классику, уважая концепцию автора. А это труднее и выше экспериментов, в основе которых лежит дешёвый сиюминутный эпатаж.

Театр Игоря Сиренко соприча-стен насущным проблемам юного зрителя, и режиссер стремится приобщить его к великому культурному наследию России. Интенсивная работа в этом направлении ведётся на протяжении долгих лет. В стенах театра принимают школьников из разных областей страны (Московской, Владимирской, Тульской и др.). Актёры выезжают с детскими спектаклями в Подмосковье (Лобня, Звенигород, Химки, Балашиха, Раменский район и др.).

МДТ «Сопричастность» тесно сотрудничает с многочисленными учреждениями и организациями: Центрами социальной помогли семье и детям «Диалог» и «Медведково» (г. Москва), с московским региональным общественным фондом поддержки многодетных, приёмных и неполных семей «Дети — наше будущее», с негосударственным общеобразовательным учреждением «Детская деревня — SOS Томилино» для детей-сирот, с коррекционной общеобразовательной школой-

программе X Международной Олимпиады по русскому языку для учащихся школ стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии.

В архиве «Сопричастности» огромное количество благодарственных писем и грамот за благотворительные спектакли и творческие встречи, за «неравнодушие и подаренные больным детям счастливые мгновенья радости».

Театр продолжает изыскивать возможности, в том числе и финансовые, для духовного оздоровления нации. Оставаясь сопричастным, он активно участвует в процессе, от которого напрямую зависит наше с вами будущее.

В Год культуры хочется верить, что слова президента России о необходимости формирования художественного вкуса у детей и подростков послужат импульсом для тех, кто призван создавать и развивать систему духовно-нравственного воспитания наших детей.

Планета КРАСОТА