Я люблю свою профессию

«Идите, смотрите Наташу Кулинкину в роли Валентины!» — советовала студентам профессор ГИТИСа М.О. Кнебель. «Прошлым летом в Чулимске» гитисовцы играли с большим успехом. Вампиловская Валентина — символ доброты, любви и бескорыстия. В ее роли Наташа была хороша. Юная, стройная, большеглазая, она вся светилась добротой и любовью к людям. Незащищенная и вместе с тем внутренне сильная, цельная, глубоко верующая в добро и красоту. В то, что они спасут мир. Ей было 18 лет. Жизнь только начиналась. Впереди — целый мир. Наташе было почти столько же. Она напоминала свою героиню и очень точно попала в тональность и настроение вампиловской пьесы. Было ясно — родилась актриса.
Театральные интересы Наташи Кулинкиной проявились еще в детстве. Игра в театр для нее была интереснее, чем обычные детские игры. Приезд театра в город — праздник! Новый фильм — праздник! Ну а цирк — сколько радости и восторга! Актриса — это самое прекрасное в жизни. Так считала она. И это чувство в ней крепло. Она была мечтательницей и фантазеркой, веселым, жизнерадостным и впечатлительным ребенком. Детство было светлым, безоблачным. Она родилась в небольшом городке Балтийске под Калининградом. Отец ее надолго уходил в море. Воспитанием двух дочек занималась мать, человек необыкновенной доброты, удивительно тонкий, с большим художественным вкусом. Она увлекалась музыкой и пением, много читала девочкам, ожидая отца из дальнего плавания, коротала время, играя в театр. Балтийск — город моряков. Это бескрайнее море, чайки и белая пена волн. Это пылающие закаты над морем. Простор, сосны, горячий песок и дюны. Это высоко в небе звезды. Наверное, там есть и ее звезда, которая определит судьбу и укажет ей путь.
В Балтийске своего театра не было. Все культурные мероприятия проходили в матросском клубе. Наташа жадно смотрела все. В школе училась хорошо. Любила литературу. Участвовала в драмкружке. Любила танцевать. Артистичность натуры и богатое воображение выделяли Наташу среди сверстников. По окончании школы сомнений не было. В Москву! Конечно в Москву! Выбрала ГИТИС. И не пожалела. Была одной из лучших учениц на курсе. Окончила ГИТИС блестяще. Это был 1974 год. Ее распределили в театр им. Гоголя и пригласил знаменитый Г. А. Товстоногов в БДТ. От лестного предложения мэтра отказалась. Выбрала Москву. Свое будущее видела здесь и была счастлива. Открытая и доброжелательная, быстро вошла в коллектив, дебютировав в роли Зои в «Горячем снеге» Ю. Бондарева. Затем были другие роли, которые принесли успех и признание — Мария («Старым казачьим способом»), Рая («Багряный бор»), Прасковья Федоровна («Смерть Ивана Ильича»), Луиза («Грехопадение») и др. Ее творческая биография складывалась удачно. Было много ролей — и больших, и маленьких. Разные характеры, разные судьбы. Играла с полной отдачей и не знала слова «халтура». С каждой новой ролью совершенствовала свое мастерство. Талант ее формировался. Успех у зрителей свидетельствовал о творческой зрелости актрисы. Но ни ее внешние данные, ни талант не были задействованы в полную меру. Хотелось играть. Играть много и испытывать творческую радость от сыгранных ролей. Потом не раз Наташа будет задавать себе вопрос: «Может, зря отказалась от БДТ»? Но эти мысли возникают на миг. Ведь именно здесь она нашла свою женскую судьбу — свою половинку. Своего любимого человека. Актера Николая Тырина. Высокий, стройный, голубоглазый, он нравился женщинам. Но он влюбился в Наташу. В свою единственную. Она покорила его красотой и женственностью, этим магическим полем, которое притягивает к себе мужчин. Она была окружена поклонниками. Николай был настойчив и терпелив. «О своей жене говорить нелегко, — улыбаясь рассказывает он. — Наташа — это трудное мое счастье. Но без этого трудного счастья не было бы радости открытия, радости полета, радости жизни. Что дается трудно — то дорого и прекрасно. Я шел к цели медленно и верно. Никогда не действовал кавалерийским методом. И Наташа ответила мне взаимностью». Создалась семья. И судьбы, и профессия — все соединилось. Значит в этот театр надо было прийти и здесь найти свое счастье. И — своего Алешку. Сына. Значит так было суждено! (А через два года будет серебряная свадьба).
В жизни Натальи Кулинкиной как будто все было благополучно. Но что-то не давало покоя. Скорее чувствовала творческую неудовлетворенность. Она ушла из театра, которому отдала много лет жизни и молодость. 16 лет! Столь удивительное постоянство! И бросить насиженное место. С головой окунуться в неизвестное. Уйти в новый, только формирующийся и никому не известный театр «Сопричастность», создаваемый Игорем Сиренко, романтиком и фанатиком театрального искусства. Она сделала это, потому что хорошо знала Сиренко. В театре им. Гоголя она с успехом играла в его спектакле «Сороковой день» С. Есина роль Наташи. В него поверила. Пошла за ним вместе с мужем. Здесь за 12 лет работы она достигла своего творческого расцвета. Открылась перспектива. Она по-настоящему почувствовала вкус своей профессии. Стала ведущей актрисой, украшением труппы и любимицей публики. Окончательно сформировалась творческая личность. Расцвел ее артистический темперамент.
В новом театре Наталье Кулинкиной приходилось делать все —  даже самую черную работу. Были и бессонница, и душевные муки, и напряжение чувств, и  усталость. Она понимала, что легко ничего не дается. Только труд и ответственность за свой  выбор перед зрителем — вот, что необходимо.
Чувство большой ответственности, пожалуй, главная черта ее характера. Ответственность за все, что в театре происходит. Она ведь здесь не случайный, не временный гость. С Натальей Кулинкиной Сиренко повезло. С ней замечательно работать. Она внимательна к его словам, хорошо его понимает, профессиональна в подходе к роли, работает с полной отдачей сил и не останавливается на достигнутом. Еще и заведует труппой. «Она первоклассная актриса. Актриса чистой крови, — говорит он о Наталье Алексеевне. — Это Богом данный талант. Актриса редкого дарования. Ее актерские возможности многогранны. Покоряет ее редкая трудоспособность и беззаветная преданность театру. Талант — это умение увидеть, пережить, передать. А это все есть у Натальи Кулинкиной».
Театр «Сопричастность» стал благодатной почвой для формирования Натальи Кулинкиной как художника. Она нашла свой стиль исполнения. У нее удивительно артистическое обаяние и блестящий дар сценического присутствия. Она живет на сцене легко и естественно, виртуозно владеет языком сценической пластики, обладает тонким чувством ритма, даром импровизации и перевоплощения, прекрасно держит внешний рисунок роли. Она играет с блеском и наслаждением. В любой роли свободна по своему сценическому самочувствию. В Наташе («Без солнца» М. Горького) она сумела передать внутренний трагизм брошенной на дно жизни молодой девушки, у которой нет ни настоящего, ни будущего. Живет она в своем иллюзорном мире без надежд, рассказывая свои романтические истории любви и погружаясь в них, чтобы не видеть грязной действительности. Ее Мелия («Месье Амилькар» И. Жамиака) эксцентрична, игрива и молода по духу. У нее прекрасная осанка, изящная походка, красивый голос. В ней есть шарм и обаяние. Блистательно исполнена Кулинкиной роль императрицы Феодоры в «Отравленной тунике» Н. Гумилева, властной, хитрой, коварной женщины. Восхищает филигранная отделка роли. Актриса четко выстроила линию поведения своей героини, ее манеру держаться, говорить. Она легкая в движении, блестяще танцует, прекрасно слышит и передает музыку гумилевского стиха, чувствует его ритм и отточенность рифм. Хороша и Баба-Яга Кулинкиной в сказке М. Панфиловой-Рыжковой «Тайна заколдованного портрета». Здесь она замечательно проявила свой комедийный дар. А ее Шарлотта в «Вишневом саде» А. Чехова! Это ее очередная удача. Ее героиня сразу привлекает к себе внимание. Завораживает. Она сыграна с техническим блеском. Театрально-эффекта, стройна, изящна. Экзальтированная, уже не молодая женщина со сложной судьбой. Очень одинокая, ранимая и глубоко страдающая. Внешнюю выразительность этой роли Кулинкина доводит до совершенства, стилизует ее. В экстравагантно-яркой и эксцентричной женщине-клоунессе — нежная и чувствительная душа. Она натура артистичная и талантливая. Но талант ее не состоялся. Жизнь не сложилась. Образ Шарлотты психологически разработан тщательно. Мимика ее выразительна. Голосовые интонации изменчивы, и голос, и пластика выражают скрытые чувства персонажа с удивительной точностью.
Наталья Алексеевна Кулинкина очень приятный и добрый человек. Она легко находит общий язык со всеми, деликатна, общительна и открыта, участлива к людям и их судьбам. Она человек внутренне цельный, организованный. Занимается любимым делом, хорошо усвоив, что театр — не честолюбие, а жизнь. Театр — ее плоть и кровь. Он доставляет ей настоящую радость, которой она щедро делится со своим зрителем, даря свои замечательные роли. «Я люблю все свои работы, как своих детей, — признается Наталья Алексеевна. — Каждая роль — это большой кусок жизни, который грустен и приятен. И каждый раз, с каждой новой ролью, я открываю в себе то, что самой в себе незнакомо. И эта встреча с самой собой всегда неожиданна и интересна».
Актерская работа связана с большой отдачей сил. Бывают переутомления, нервные срывы и бессонные ночи. Ведь приходится все время жить чужой жизнью, переживать чужую судьбу. Еще и переживания, что много не сыграно. Время и годы ушли. И может быть, не сделано самое главное. От этого горечь и боль. От не сказанного, не сыгранного. И Наталья Алексеевна, заслуженная артистка России, время от времени задает себе всё тот же вечный вопрос: «А как бы могла сложиться судьба в другом театре — в том же БДТ?» Думая о своей жизни, она часто вспоминает далекое беззаботное детство у моря, детские мечты и институтскую юность — все то, что было дорого и близко ее сердцу. Вспоминает и маму, которая умерла рано, глаза ее сияют, когда рассказывает о своем сыне Алеше. Ему 20 лет. Он собирается посвятить себя юридическому делу, но, кажется, заболевает театром. Кто знает, какой начертан ему путь. Где светит ему звезда. Когда-то его мама в далеком Балтийске смотрела на звезды, сияющие высоко в ночном небе. Где-то в той россыпи звезд была и ее звезда. Она определила ее судьбу. Наталья Кулинкина стала настоящей актрисой. «Есть люди, которые просто находятся в профессии. А есть жрецы. Наталья Алексеевна — жрец, — говорит о ней Игорь Сиренко. — Ее потенциал далеко не раскрыт. Она может сыграть еще много интересных ролей. Я люблю ее. В ней есть внутренний стержень. Она прекрасная актриса, к тому же замечательная, красивая и элегантная женщина. У нее такой же замечательный муж, обожающий ее, и сын, который приносит ей радость. А какие она печет пирожки! Вку-у-сные! Когда в театре бывают вечера, она всю кухню берет на себя. А мы ее пирожки с нетерпением ждем. Вот она какая, наша Наталья! Она хороший человек».

Галина МАТВЕЕВА.
(Газета «Доктор Чеховъ»)

 

Copyright © 2021. Powered by WordPress & Romangie Theme.

Support by alex cherednichenko