Королева без королевства

В московском театре «Сопричастность» состоялась премьера спектакля «Королева-мать» по пьесе известного итальянского драматурга Манлио Сантанелли. Написанная в 80-х годах прошлого века, она была удостоена премии Института итальянской драмы и до сих пор остаётся одним из хитов мирового репертуара. В Москве её ставили в 1997 году в Театре им. Маяковского с Татьяной Карповой в главной роли. В новой версии героиню играет известная актриса, прима театра «Сопричастность» Светлана Мизери.

Роль как будто специально написана для бенефиса актрисы с мощным темпераментом, который Светлана Мизери в полной мере демонстрирует в новой работе. Вечная проблема отцов и детей – в основе фабулы пьесы, которую то ли сам драматург то ли переводчик Тамара Скуй почему-то назвали комедией. Спектакль решён режиссёром Игорем Сиренко в трагифарсовом ключе, хотя сюжет отнюдь невесел, а финал – трагичен.

Итак, пожилая дама после смерти мужа живёт одна-одинёшенька в своём уютном гнёздышке, где всё устроено по её привычкам и вкусам. Неожиданный приезд сына Альфредо нарушает её размеренную, лишённую треволнений жизнь. Узнав, что у матери обнаружилась серьёзная болезнь и анализы «говорят» о том, что дни её сочтены, сын решил пожить у неё, чтобы помочь и скрасить последние дни.

С первых же реплик героев понятно: мать и сына связывают непростые отношения. Она ворчлива и обидчива к тому же характер её ой как не прост. Высокомерие и желание во всём главенствовать – таков характер королевы без королевства, ведь обожаемый ею друг ушёл в мир иной, а у детей свои семьи.

Она обрушивает на Альфредо поток упрёков и подковырок, за которыми – одиночество и осознание собственной ненужности. Но на этот раз сын готов терпеть выпады матери до конца. И вот начинается их совместная жизнь. Реджина становится всё более энергичной: у неё появились заботы – накормить сына, связать ему в подарок свитер и постоянно выяснять отношения. Альфредо же, наоборот, теряет свой запал и былой лоск, глотает успокаивающие таблетки. Он, увы, осознаёт, что и с 50 лет по-прежнему остался закомплексованным мальчишкой, который так и не смог вырваться из-под влияния властной матери. Она хотела выстроить жизнь своих детей по собственному разумению и теперь продолжает упрекать сына: ни на того учился, ни на той женился, как журналист – полный ноль.

Всё это приводит к трагическому финалу. Но… умирает отнюдь не 75-летняя Реджина. Неподвижным в кресле во время их праздничного застолья остаётся несчастный Альфредо, который так и не сумел отстоять право жить и думать по-своему.

Искромётный актёрский дуэт Светланы Мизери и Николая Тырина с их постоянными перепалками и выяснением отношений порой вызывает в зале смех. И всё же актёрам удалось сыграть своих героев так, что зритель, уходя из театра, испытывает чувство грусти.

Неважно, что действие пьесы происходит в благополучной европейской стране, где материальные проблемы не так остры, как у нас. Но отношения взрослых детей и их престарелых родителей оказывается, везде не очень-то просты.

Стоит ли матери, находясь одной ногой в могиле, издеваться над взрослым сыном, называя его неудачником? А сыну попрекать её в том, что она никогда не испытывала потребности сделать ближнему добро, называть «чёрствой галетой», подозревать в том, что мужа полюбила только после его смерти?

Как осложняет жизнь такое вот взаимное непонимание, нетерпение, желание сделать другому больно из-за прошлых обид! Об этом новый спектакль Игоря Сиренко, об этом напомнили нам замечательные актёры – изящно и талантливо.

Ирина ШВЕДОВА
(«Московская правда» 11

© 2022 МДТ "Сопричастность"