Зачем театр нужен предпринимателю

Игорь СИРЕНКО, заслуженный деятель искусств России:

Игорь Михайлович Сиренко – заслуженный деятель искусств России, актёр, режиссёр, педагог. Его театральная творческая жизнь началась в Московском академическом театре им. В. В. Маяковского. Под руководством легендарного А. А. Гончарова он успешно постигал не только вершины актёрского мастерства, но и азы режиссуры. После окончания Высших режиссёрских курсов Игорь Сиренко руководил театром им. А. С. Пушкина, возглавлял театр им. Н. В. Гоголя.

В сложные 1990-е с группой единомышленников основал Московский драматический театр «Сопричастность», ставший одним из интереснейших московских театров. В начале 2008 года за большие заслуги в развитии культуры России Игорь Сиренко был награждён орденом «Гордость России», Высшей общественной наградой нашей страны.

— Игорь Михайлович, можно ли назвать театр коммерческим предприятием?

— Театр — это культурное, просветительское и коммерческое предприятие. Но прежде всего, учреждение культуры.

— Рассмотрим театр как коммерческое предприятие. Какие здесь аспекты Вы бы выделили?

— Ценовая политика, окупаемость постановки, бюджет фестивальных мероприятий, внебюджетное финансирование. К слову, ценовая политика театра «Сопричастность» носит щадящий для населения характер: цена билета на наши спектакли не превышает 300 рублей. Новые экономические аспекты возникают и при введении новых форм театрального обслуживания зрителя. Таковыми в нашем театре являются, так называемые, клубные мероприятия, когда одновременно с представлением спектакля театр создает условия и для постспектакльного общения публики. Камерный формат театра «Сопричастность» (100 мест в зрительном зале), а также его уютный интерьер, делают эту форму работы театра очень популярной у публики.

— Возможны ли совместные коммерческие проекты?

— Кроме контактов в области театрального маркетинга, мы можем рассматривать и другие предложения. Например, если у предприятия возникает потребность в презентации того или иного продукта, его информационном продвижении, то мы готовы вести диалог о сотрудничестве в этом направлении.

— Много людей не только редко ходят в театр, но и воинственно утверждают, что театр — вчерашний день и трата времени. Зачем предпринимателю регулярно ходить в театр?

— Достижению успеха в любой работе мешает узость горизонта, наличие границ. Культурный багаж человека является тем инструментом, который не знает границ. Поэтому его пополнение — это необходимость для растущего специалиста. Посещение театра приучает к восприятию разных культур и служит важным источником вдохновения. Это способ поддержания и пополнения вашей творческой гибкости. Чем больше пьес Вы посмотрите, узнаете людей, тем будете лучше как предприниматель. В театре Вы сопереживаете, а сопереживание делает человека лучше и богаче.

— Что для Вас самое важное в театре?

— В искусстве театра для меня важны две позиции: искренность и ненавязчивость. Зритель должен проникнуться искренностью рассказа и рассказчиков со сцены. И, в то же время, этот рассказ не должен быть агрессивным, навязчивым для него. Игра актеров должна провоцировать любопытство публики, «цеплять» её. Актер не может играть для актёра. Потому что оценкой его мастерства может быть только степень «проникновения» в обычного, неподготовленного зрителя.

— Вы говорите о ненавязчивости, неподготовленном зрителе, но Ваш театр разрабатывает специальные программы для зрителей.

— Созданные нами программы — для юного зрителя, для школьников, для семейного посещения — не направлены на подготовку «профессионального зрителя», это своеобразная предподготовка культурной аудитории. Мы информируем, ориентируем его. Вот такой-то драматург жил в такое интересное время, писал для детей о том-то и так-то: может быть, Вам интересно придти с ребенком на спектакль по его пьесе?

— Как бы Вы сформулировали соотношение «сцена — публика»?

— Во-первых, я бы его уточнил: сцена-публика-сцена. Сцена — это пространство, в котором зрителю выпукло явлена связь между людьми, с окружающим миром, между различными объектами. Театральная форма дает публике возможность воспринять всё это как личный опыт. Очень важный опыт. С другой стороны, как только спектакль появляется «на публике», то и я, и актеры, и все создатели-участники спектакля получают отзывы и мнения зрителей, критиков, экспертов. Так вот для нас это тоже важный опыт, побуждающий задуматься.

— Главный продукт театра — спектакль. Когда Вы начинаете работать над пьесой, на что Вы делаете акцент?

— Мне важно найти в пьесе место, из «которого видно как можно больше». Тогда приходит понимание этой пьесы как неординарного текста. Мои задачи как постановщика можно сформулировать в виде противоречий: должно быть просто и, одновременно, сложно; ново – и узнаваемо; серьёзно – и весело. Отсюда и ответы (постановки) выглядят миксами контрастов и противоположностей. Как в жизни. Поэтому меня так увлекла последняя работа театра над пьесой современного итальянского драматурга Манлио Сантанелли «Королева-мать». Кстати, драматург и его супруга прилетели в апреле в Москву на премьеру «Королевы».

— По приглашению театра?

— Прежде всего, сам Манлио Сантанелли изъявил такое желание, узнав о нашей работе. Это тем более приятно, тем более приятно, так как на сегодняшний день не менее пяти театров Европы играют его пьесы, а он хочет познакомиться именно с нашим театром.

— Таким образом, итальянский автор познакомится не только с коллективом театра «Сопричастность», но и с русской публикой. Что такое русский зритель?

— Русский зритель – проекция русского человека. Для гражданина России наличие огромной территории, множества людей, говорящих на разных языках, разные религии делают наиболее важным ценность качеств самого человека, а не его веру, национальность, количество денег. То, что говорил в свое время Достоевский о всемирной отзывчивости русского человека — далеко не пустой звук. Русский человек лишен безразличия, он всегда «наготове» душевно и эмоционально отнестись к другому. Поэтому и театр в России так легко вписывается в ментальность народа. Поэтому-то театр в России нужно всемерно поддерживать, ибо здесь эта черта русского человека, столь редкая в мире и очень ценная, и изливается, и пополняется!

— В чем заключается успех спектакля?

— Театр — это синтез искусств, который нельзя достичь без баланса его составляющих. Успех спектакля — именно в балансе и во вложенных пропорциях. Ничего не должно быть упущено, ничем нельзя пренебрегать в достижении гармонии. Отсюда столь трогательно для меня понятие дома. Театр — это дом культуры. Ныне часто слышимое «центр культуры» просто ипостась понятия «дом».

— Свободны ли Вы в выборе репертуара? И как Вы понимаете свободу художника?

— Чтобы быть свободным, надо имеет осознанную цель, т.е. смысл жизни. Отсутствие цели позволяет другим легко сбить тебя в любой художественной ситуации. Поэтому выбор пьесы всегда в поле ответственности самого режиссера. В своих постановках я стремлюсь воплотить всё, что сам, прежде всего, считаю ценным. Я хочу дать публике больше, чем просто удовольствие. Мне хотелось бы, чтобы зрители чувствовали: в этих спектаклях и есть весь мир, в котором они живут, страдают и наслаждаются.

— Есть ли у Вас какое-нибудь заветное желание?

— Мне очень хочется, чтобы человек чаще покупал билет в театр в подарок, чтобы порадовать других.

(Газета «Московский предприниматель», № 5 (37), май 2008 г.)

© 2022 МДТ "Сопричастность"